Охота пуще неволи
План Белковского благополучно провалился
План Белковского благополучно провалился
Выпуск "КО" №25 от 1 июля 2004 года
Ирина СЕВЕРИН
Анализируя события последней недели, приходишь к выводу, что Белковскому удалось то, что еще не удавалось никому за 12 лет Приднестровского конфликта. В результате предпринятой им шумной PR-акции вокруг плана присоединения Молдовы к Румынии, и вытекающей из этого независимости Приднестровья, всем стало очевидно, что у Румынии нет амбиций в плане объединения с Молдовой. Рухнул образ Румынии, покушающейся на молодую молдавскую государственность и ее предполагаемые планы по инкорпорации Молдовы, что во многом определяло политику, как на левом, так и на правом берегу Днестра. Ирина СЕВЕРИН
Ясно заявленная позиция Румынии выбила почву из под ног у тираспольских идеологов. Этим объясняются нервозность Смирнова и его громкие высказывания на прошлой неделе о готовности стоять до конца, даже если будет утрачена поддержка России и Украины, о возможном применении силы для защиты приднестровского народа, отчаянные попытки спровоцировать вооруженное противостояние, а также неучастие в последнем раунде переговоров.
Это и понятно. “Угроза” объединения Молдовы с Румынией - это единственное, на чем держится официальная приднестровская идеология и единственное, что объединяет приднестровцев в “единую общность - приднестровский народ”. Именно эта “угроза” давала основание Тирасполю требовать разного рода гарантий от стран-посредников и тормозить переговорный процесс. Как правило, выступления приднестровских лидеров завершались фразой “Угроза объединения с Румынией сохраняется”. "Угроза" давала основание Украине выражать озабоченность положением украинцев в Приднестровье.
Что можно предложить приднестровцам в виде угрозы сейчас? Евросоюз, куда всеми правдами и неправдами рвутся жители Приднестровья на заработки? Заявление Смирнова о несовпадении векторов политического развития: Приднестровья - на восток, Молдовы - на запад - тоже не работает. Подавляющее большинство населения Приднестровья - украинцы и молдоване - хотят туда же, куда хочет Украина и Молдова - в ЕС. Русские в балтийских странах, как известно, тоже не в обиде за интеграцию в ЕС. Как они признаются, это лучше, чем эмигрировать в другие страны в поисках материальных и прочих благ. К тому же план Белковского продемонстрировал равнодушие российских политтехнологов к судьбе русских в Молдове, будь она присоединена к Румынии. Должно быть потому, что им хорошо известно, что ЕС умеет заботиться о правах своих граждан, независимо от национальности. А само понятие “новая общность - приднестровский народ”, оправдывающая потуги тираспольской администрации на государственность, всего лишь слепок с изобретенной в конце 80-х “новой общности - советского народа”, казавшейся советским идеологам незыблемой, но рассыпавшейся при первом же испытании на прочность. Очевидно, что национальный состав Приднестровья мало чем отличается от остальной Молдовы.
Спецпроект для Молдовы
Похоже, именно план Белковского побудил президента Молдовы обратиться с инициативой Пакта стабильности и безопасности для Молдовы к мировому сообществу, что, в сущности, означает интернационализацию конфликта - то, на что долгие годы никто не решался. При этом не затрагивается пятисторонний формат переговоров, который, по настоянию молдавской стороны, должен остаться нетронутым.
Тем не менее, уже есть сигнал: запад настаивает на том, чтобы наряду с указанными в инициативе сторонами Пакта: Румынией, Россией, Украиной, США и ЕС - его подписантом стала и сама Молдова. Фактически это будет означать своего рода альтернативный переговорный формат из легитимных государств, но уже без Приднестровья.
Этого следовало ожидать. Что происходит в быту, когда один инструмент не срабатывает? Его не выбрасывают, но заменяют другим. Вопрос в том, будет ли это особый Пакт стабильности и безопасности для Молдовы, или какой-либо из специально созданных для этих целей международных инструментов? В этом контексте интересен приезд Рамсфельда в Кишинев по пути на Саммит НАТО в Стамбул. Хотя Рамсфельд и заявил, что у НАТО нет военных интересов в Молдове, но интересы в плане безопасности у стран-участниц НАТО - есть однозначно. Также не стоит забывать, что у Молдовы есть крепкие связи в НАТО, и нынешний генсек организации Яап де Хооп Схеффер хорошо знаком с приднестровской тематикой. Кроме того, в бытность свою председателем ОБСЕ, он был активным участником событий ноября прошлого года, и, похоже, оказал тогда существенную моральную поддержку молдавскому президенту, растерянному перед лицом плана Козака.
Действительно, вопрос о вступлении Молдовы в НАТО никогда не стоял. И в тексте Пакта стабильности и безопасности президентом даже особо оговорен “стратегический нейтралитет страны”. И правильно. Представьте, что было бы, если бы Воронин попросился в НАТО. Молдове, как и Украине, было бы попросту указано на все несоответствия Молдовы требованиям клуба и затем отказано. (Хотя, и в отношении Украины вопрос не безнадежен, а лишь заморожен до результатов следующих выборов.) Но угадайте, что произойдет, если Рамсфельду придется уговаривать Воронина вступить в НАТО? Естественно, для этого ему придется пообещать всю необходимую для этого помощь и может даже освободить Молдову от взносов. Такой маленькой стране как Молдова не так много и надо. Да и что значат финансовые затраты, когда на карту поставлена европейская безопасность? Ответ на этот вопрос дают примеры Болгарии и Румынии. Правда и Молдове пришлось бы заметно активизировать усилия по демократизации молдавского общества и экономики.
Независимо от того, знал или не знал президент Путин о плане Белковского, о чем сейчас много спорят, чтобы сохранить лицо, Россия вынуждена отмежеваться от него, как, в сущности, от идеи создания Калиниграда на Днестре. Признаки этого уже дают о себе знать на стратегическом газовом направлении. Россия неожиданно простила Молдове газовый долг в $64 млн. В то же время Приднестровье получило от России газовый ультиматум прекратить подачу газа в случае продолжающейся неуплаты долга.
Позиция России понятна. Годовой оборот нелегального бизнеса в Приднестровье по оценкам экспертов, опубликованных западными СМИ, составляет порядка $2-4 млрд. Однако расходятся они также по нелегальным каналам, большей частью на поддержку независимости ПМР по стратегически важным направлениям. В то же время Приднестровье продолжает наращивать долг России. Тем не менее, до сих пор переговоры с Россией велись в несколько другой плоскости - о частичном прощении Приднестровью долга и невозможности перекрыть газовый рубильник. Любопытно также, что ультиматум Газпрома совпал по времени с приездом Рамсфельда в Кишинев.
Россия уйдет, чтобы остаться
Сегодня угрозы и вызовы у цивилизованного мира общие - исламский фундаментализм и терроризм, а также очаги нестабильности в виде нелегитимных сепаратистских режимов. И сегодня, похоже, не так важны сферы влияния (кому нужны чужие проблемы?), а способность обеспечивать стабильность и безопасность в мире. И без распределения ответственности за участки не обойтись.
Путин - прагматик, и понимает пользу порядка в немецком смысле слова. Немцы верят, что для достижения благополучия необходим порядок. И главное - это избавление от ненужного, какие бы сильные сантименты с ним не связывали. Так как высвобожденная энергия концентрируется на том, что действительно важно, что и приводит к быстрому прогрессу. Молдова с Приднестровьем - это то, что России уже не нужно. Или излишество, которого (как стало очевидно после провала планов Козака и Белковского) она уже не может себе позволить.
Главные вызовы России - совсем в другой плоскости. Это борьба с терроризмом, снижение бедности внутри страны и создание эффективной экономики. Чубайс наконец сможет инвестировать в разваливающиеся электросети Санкт-Петербурга, а не делать невыгодные с точки зрения экономики политические инвестиции в бывшие советские республики. Тем более, как показывает практика, местные элиты, независимо от места в политическом спектре, вовсе не склонны допускать Россию к собственности.
Если американцы полгода назад вдохновились идеей демократизацией Большого Ближнего Востока, то у России есть своя миссия по жизни - демократизация Большой Средней Азии, от которой России, как великой евразийской державе, никуда не деться. Есть и инструмент - ЕврАзЭС. К тому же России пора обустраивать свою бескрайнюю территорию. Или за нее это сделает Китай, переживающий колоcсальный экономический бум и уже готовый выйти из берегов, несмотря на политику сдерживания рождаемости в стране.
Научившись отпускать (процесс, который, похоже, уже начался), Россия не только не утратит влияния в регионе, но даже усилит свои позиции. И новое влияние России будет основываться не на принуждении, как это исторически сложилось, а на естественном притяжении. Сродни тому, что сегодня испытывают страны-соседи по отношению к ЕС. Практика показывает, что охота, действительно, пуще неволи. И противостоять этому бессмысленно и неоправданно дорого. Да и можно ли противостоять естественному ходу истории?
На прошлой неделе Евросоюз, уступив настойчивым домогательствам, включил в политику “Расширенной Европы” Грузию, Азербайджан и Армению. Таким образом, в значительной мере принял на себя обязательства за обеспечение благополучия и безопасности региона. Сравнивая ЕС и Россию, понимаешь, в чем секрет привлекательности. Если Евросоюз, как современная организация изначально построен по принципу: “выигрываю - выигрываешь”, то российской политике в наследство достался допотопный: “выигрываю - проигрываешь”. Однако президент Путин заявил о перспективе равноправного партнерства, и нет оснований ему не верить. Роль личности в истории велика. Хотя легкой эту роль не назовешь.
Самолет для Смирнова
Прошло сообщение о том, что Воронин летит в Москву по приглашению Путина. Что станет главной темой для обсуждения исходя из последних событий? Наиболее реалистичная тема - специальный самолет для Смирнова. Надо отдать ему должное, как посланник Центра, он сделал больше, чем в принципе было возможно. Вторая тема - последующая спокойная эвакуация российского вооружения из Приднестровья. С отбытием Смирнова неформальные связи с украинскими покровителями будут оборваны, а решение о совместном контроле молдавско-украинской границы станет лишь вопросом времени. Если в этом сохранится необходимость. Отход из Приднестровья принесет России ощутимые политические дивиденды. И Договор об обычных вооруженных силах в Европе - лишь один из них.