June 7, 2010

Flashback: Европейская интеграция Молдовы: два в одном - - Analytique Неделя - Аналитический еженедельник, 11 октября 2008 года

- Европейская интеграция Молдовы: два в одном - - Analytique Неделя - Аналитический еженедельник
* №37 (102) 11 октября 2008 года 
Ирина СЕВЕРИН

Последние месяцы отличаются повышенной активностью Молдовы на евроинтеграционном направлении. Похоже, вызрело осознание того, что чем ближе Молдова к ЕС, тем больше шансов на разрешение приднестровского конфликта, которое руководство Молдовы обозначило как приоритет своей политики.

Действительно, активность по сближению с ЕС, позволяет Молдове добиваться сразу двух целей: интеграции в более современное политическое пространство (ее права, экономическая и политическая модернизация, а также безопасность будут гарантированы) и реинтеграции страны (перспектива членства Молдовы в ЕС делает ее притягательной для приднестровцев). За скобки, правда, могут быть вынесены лидеры региона, у которых могут быть свои не всегда понятные побудительные мотивы.

На этой неделе ноту оптимизма в дело молдавской евроинтеграции привнес визит в страну госсекретаря Франции по делам Европы Жан-Пьер Жуйе. Факт председательства Франция в ЕС в настоящий момент добавил визиту особую значимость.

«Франция признает европейские устремления Молдовы и готова на них ответить» – заявил госсекретарь по Европе на итоговой пресс-конференции. Он со старта отметил, что новое партнерское соглашение между Молдовой и ЕС будет «амбициозным». Жан-Пьер Жуйе выразил надежду, что уже до конца года удастся определиться с содержанием мандата на переговоры по новому партнерскому соглашению между Молдовой и ЕС. Он отметил, что новый документ будет выходить за рамки типового для стран-соседей Соглашение о пратнерстве и сотрудничестве - в его основу ляжет индивидуальный подход к Молдове.

Сравнивая Молдову с балканскими странами, которые ЕС уже наделил ясной перспективой членства, госсекретарь по делам Европы отметил, что Молдове во многом удалось продвинутся в отношениях с ЕС гораздо дальше, чем некоторым из них. «Молдова может составить конкуренцию Балканким странам», убежден Жуйе.

Молдову из стран восточного соседства выделяют, по его мнению, два обстоятельства. Во-первых, Молдова единственная восточно-европейская страна, принадлежащая к франкофонскому сообществу, а это, надо заметить, не может не накладывать на Францию определенных обязательств. Во-вторых, Европейский Союз в качестве разных видов поддержки инвестировал в Молдову больше средств на душу населения, чем в любую другую страну восточного соседства. Теперь, надо полагать, для ЕС дело чести доказать самому себе, что инвестиции были сделаны не зря и дали позитивный результат.

Получит ли Молдова преспективу членства в ЕС? И как будет называться новое соглашение с Молдовой? Эти вопросы европейскому чиновнику задавали наиболее часто. Дело не в названии, - не уставал объяснять гость, - все будет зависить от самой Молдовы, от ее способности проводить необходимые реформы. По мнению Жуйе, особого внимания требуют инвстиционный климат, вопросы безопасности, построение правового государства, коррупция и проблемы масс-медиа. А главным экзаменом для Молдовы и предусловием дальнейшего сближения с ЕС (а это среди прочего обещает либерализацию визового режима для граждан Молдовы) станут предстоящие парламентские выборы.

Еще одним условием успешного развития отношений между Молдовой и ЕС госсекретарь по делам Европы назвал приднестровское урегулирование. Однако в этом вопросе Евросоюз и Франция могли бы занять более активную позицию, так как проблема затрагивает непосредственно интересы ЕС. То обстоятельство, что Молдова заявляет о стремлении получить статус страны-кандидата в ЕС, открывает для Евросоюза новые возможности.

На долю Франции во время председательства в ЕС выпала роль кризисного менеджера – наряду с институциональным тупиком, в котором оказался ЕС после провала референдума по реформированию ЕС в Ирландии, Франции приходиться активно учавствовать в урегулировании последствия короткой, но потрясшей основы миропорядка войны между Россией и Грузией. Разрешение приднестровского конфликта, могло бы стать тем позитивом, которым Франия хотела бы все же отметить свое неудачно начавшееся президентство. Для разрешения конфликта сегодня есть хорошие предпосылки и вполне четкая основа для урегулирования – Закон об основах урегулирования приднестровской проблемы, принятый в июле 2005 года.

Очевидно, что приднестровская проблема будет решаться не в «формальном» формате 5+2, отличающемся политкорректностью, но не эффективностью - в силу регулярных демаршей приднестровской стороны. В создавшейся ситуации вопрос приднестровского урегулирования может скорее продвинуться в рамках «консультативного» формата 1+1, включающего ЕС и Россию в контексте более глобального переговорного процесса о новом партнерском соглашении между ними. Недавние события ясно показали, что приднестровское руководство полностью подотчетно России, что также накладывает на Россию определенные обязательства.

Надо признать, что сейчас США в переговорном формате 5+2 играет роль такого же раздражителя по отношению к России, как Румыния по отношению к Приднестровью. Да и интерес США к Молдове, похоже, упал. Назначение на пост посла США в Молдове специалиста в области сельского хозяйства явно очерчивает сферу интересов США в Молдове. Упорные завления зампомощника госсекретаря США Дэвида Меркеля на этой неделе о необходимости разрешения конфликта исключительно в формате 5+2 - скорее из области политеса, чем реальной политики. Хотя если в ходе «консультаций» ЕС и России в формате 1+1 удасться добиться результата, то другие участники парадно-официального формата 5+2 его естественно поддержат. Но готова ли сегодня сама Европа осознать свое влияние и активно отстаивать свои интересы?

Международный контекст

Правы те, кто отмечает, что действовать сегодня приходится в постоянно изменяющемся международном контексте. Неизменной остается притягательность ЕС, причем как для Молдовы, так и для России. Молдова и Россия движутся в одном направлении – на сближение с Европой. И это безусловно объединяющий фактор.

Европейский союз дает возможность малым государствам органично использовать свои преимущества как небольших стран, так и свою принадлежность к влиятельному международному сообществу. В то же время география и амбиции великой державы не позволяют России полностью интегрироваться в ЕС. Сближает же Молдову и Россию то, что обоим государствам необходимо предпринимать усилия для сближения с Европой, доказывать свою готовность в той или иной мере соответствовать европейским принципам и ценностям. Как гласит российская народная мудрость - в чужой монастырь со своим уставом не ходят, и Россия в последнее время, желая обаять Европу, демонстрирует такую готовность.

И демонстрировала бы ее еще охотней, но, похоже Старая Европа настолько напугана событиями августа, что сама своего влияния на Россию полностью не осознает и потому не особо им пользуется.

Вместе с тем Россия не скрывает своей горячей заинтересованности в скорейшем начале переговоров по новому соглашению с ЕС. К тому же России не терпится воплотить в жизнь идею Европейского договора безопасности, которую на этой неделе президент России Дмитрий Медведев конкретизировал на конференции по мировой политике во французском курортном городке Эвиане. Европейский договор безопасности, по словам российского президента, должен основываться  «на осознанном исполнении международных обязательств, уважении суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, а также уважении всех принципов, вытекающих из Хартии ООН». С такими принципами сложно не согласиться, однако после событий в Грузии их декларирование Россией воспринимается не слишком убедительно. Активное применение перечисленных принципов при содействиии урегулированию приднестровского конфликта значительно усилило бы позиции России в отношениях с ЕС.

Пока же президент Франции Николя Саркози на конферении в Эвиане проявил вежливый интерес к российской инициатие и даже пообещал ее рассмотреть. К слову, эксперты отмечают, что революционная российская идея предлагает участие в инициативе не ЕС как организации, а отдельных европейских государств. В качестве локомотива для ее реализации Россия видит страны Старой Европы – Францию, Италию и Германию.

Любопытно то, что спонсорами конференции в Эвиане стали российская компания Русал – мировой лидер по поизводству алюминия и франузская энергетическая компания Total, в сентябре подтвердившая заинтересованность в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения в России. Организаторы планируют проводить подобные форумы с участием глав-государств ежегодно.

Также в качестве позитивного сигнала в плане сближения России с Европой эксперты рассматривают подписанное на этой неделе соглашение, в котором Газпром уступает немецкой компании Eon четвертую часть одного из наиболее мощных сибирских газовых месторождений.

Обращает внимание то, что Россия не требует взамен прямого выхода на немецкий потребительский газовый рынок. Хотя в течение всех 4 лет переговоров это выдвигалось Россией как предусловие сделки. По мнению российских экономических экспертов, «Россия просто не может позволить себе охлаждения отношений с Европой». Эксперты усматривают причину сговорчивости России в том, что только Газпром потерял, начиная с мая, из-за оттока западного капитала половину своей капитализации. Также монополист столкнулся с дефицитом добываемого газа и отсутствием современных технологий для разработки новых месторождений.