27 Марта 2009
Президент Молдовы ответил на вопросы корреспондента румынского телеканала "N-24" - Господин президент, насколько я понял, Вы проводите политику, которую не очень-то назовешь "коммунистической", сложно назвать таковой и программу правления Вашей партии. Не нарушаете ли Вы таким образом коммунистическую доктрину и идеологию? Я знаю, как это происходило в Румынии: бывшие коммунисты реализовали целый ряд мер левого толка. Они, в частности, проводили жесткую социальную политику, поднимая налоги, но это пошло во вред инвестициям. Между тем, здесь, в Молдове, насколько я узнал, предпринимаются меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций, характерные, скорее, для правых партий...
- С 2001 года журналисты, политологи, эксперты задают мне этот вопрос - кто вы, коммунисты Молдовы?! И я всегда отвечаю: мы, члены Партии коммунистов Республики Молдова, всегда оценивали реальную жизнь такой, как она есть, без догматизма. Мы были способны преодолеть это еще в 1992-1993 годах, сразу после развала Советского Союза и исчезновения Коммунистической партии Советского Союза. Мы тогда очень серьезно задумались: почему такая партия, такая сила, будучи столь монолитной и мощной, перестала существовать. И, анализируя все этапы развития Коммунистической партии Советского Союза, членами которой многие из нас были, мы решили очень серьезно адаптировать коммунистическую доктрину к современным реалиям. Это - не новшество: в основе самой доктрины, как раз и заложен этот мировоззренческий подход: критический, научный анализ реальности. И мы, в полном соответствии с этим принципом, являемся реалистами, которые принимают те или иные решения на основе глубокого осмысления, анализа окружающей нас действительности. Наша партия строит не социализм, и не коммунизм, наша цель - построение социального государства.
- Куда Вы движется Молдова? На Востоке - СНГ, на Западе - Европейский союз. У Вас интересы и в СНГ, и в ЕС. Торговые отношения и с Западом, и с Востоком, инвестиции - и из Европы, и из постсоветских государств...
- Вы совершенно правы: мы двигались и движемся туда, где у Молдовы есть интересы. Именно исходя из этого, нам удалось сегодня стать одними из самых активных членов СНГ. Не случайно в этом году Молдова председательствует во всех структурах Содружества. В то же время еще в 2002 году мы твердо заявили, что основной стратегией развития Республики Молдова является европейская интеграция. И прошли довольно большую часть пути в этом направлении. Более того, мы и с НАТО сотрудничаем, но специфическим образом, руководствуясь тем, что по Конституции Республика Молдова - нейтральное государство. Наши взаимоотношения с Альянсом носят не военно-политический, а, скорее, гуманитарный характер.
- Поговорим и о Приднестровье... Ощущаете ли Вы себя президентом всех граждан Республики Молдова? Всех ли Вы представляете?
- Да. Молдова - страна, которую признали более 160 государств мира. Она является членом ООН, Совета Европы, ОБСЕ, многих европейских и международных организаций. И она признана в границах Молдовы по состоянию на января 1991 года. Более того, граждане, проживающие на территории Приднестровья, пользуется помощью и поддержкой молдавских властей. В той, разумеется, степени, в какой им это позволяет местная администрация. Сегодня жителям левого берега Днестра выдано более 340 тысяч паспортов, точно таких, какой и у меня. Более 10-ти тысяч молодых людей из Приднестровья учатся в Кишиневе. Словом, мы оказываем особую поддержку населению приднестровского региона. Мы не разделяем наших граждан на тех, кто живет в Приднестровье, и тех, кто живет на этом берегу Днестра.
- Насколько я понял, у людей, которые там живут, экономическое положение не слишком хорошее... Вы сами говорите, что они - такие же граждане Республики Молдова, как и те, что живут на правом берегу. Как Вы им помогаете?
- До 2001 года в официальных органах, в государственных учреждениях Республики Молдова не было зарегистрировано ни одного предприятия из приднестровского региона. Сегодня ситуация радикально изменилась. По состоянию на 1 января 2009 года в Торгово-промышленной палате Республики Молдова зарегистрировано 505 хозяйствующих субъектов в качестве экономических агентов Республики Молдова. Они осуществляют все торговые операции, и импорт, и экспорт по законным, официальным документам Республики Молдова. Иными словами, мы легализовали экономику Приднестровья. Это - очень серьезное решение и ответственный шаг с нашей стороны, на который мы пошли, прежде всего, чтобы привлечь приднестровцев, экономических агентов региона в единое экономическое пространство нашей страны. Было бы предательством по отношению к нашим гражданам, живущим в Приднестровье, если бы мы их не поддержали. Мы предложили Тирасполю восемь гуманитарных программ. Одна из них - в области медицины - уже очень успешно осуществляется. В прошлом году мы помогли восстановить две станции переливания крови - в Тирасполе и Рыбнице. В этом году финансируем восстановление и техническое переоснащение всех родильных домов Приднестровья. Есть немало проектов, реализация которых должна повысить уровень доверия между жителями двух берегов Днестра. К сожалению, это нам не всегда удается, потому что тираспольские власти боятся, что эта помощь приведет к росту нашего влияния в регионе.
- Вы упомянули об интеграции в ЕС. Известно, что Ваша страна пользуется льготами в асимметричной торговле с Европейским союзом. Полагаю, те, кто вел переговоры по этому вопросу, уже получили прибавку к жалованью?
- Действительно, асимметричная торговля с ЕС, которой мы добились два года назад, очень облегчает экспорт товаров из Молдовы. Более того, она укрепила и наши политические позиции. До тех пор весь наш экспорт направлялся в СНГ и, в частности, в Российскую Федерацию. Однако после введения асимметричного режима торговли с ЕС, за два года мы диверсифицировали рынки сбыта молдавской продукции. К 1 января 2009 года 51 процент от всего объема экспорта приходится на страны Европейского союза, 36 процентов - на СНГ и Российскую Федерацию, остальное - на страны Азии и другие государства мира.
- Насколько мне известно, что в страну ежегодно поступает около полутора миллиарда долларов от людей, работающих за границей. Но в то же время много денег тратится на закупку импортной продукции. Есть ли в программе Вашего правления пункт о замене импорта продукцией внутреннего производства?
- У нас нет проблем с продовольственной безопасностью. Есть Но есть проблема зависимости от внешних энергетических ресурсов. Скажем, мы производим лишь 22 процента от необходимого для внутренних нужд электроэнергии. Но на населении это не скажется. Мы успешно реализуем большую программу газификации Молдовы, сегодня уже 80 процентов населенных пунктов страны получает "голубое топливо". В настоящее время мы покупаем электроэнергию у Кучурганской ГРЭС, что дает нам возможность обеспечить на уровне 100 процентов собственные потребности. Мы уже начали экспорт довольно значительного объема электрической энергии в Румынию, а в ближайшее время начнем экспортировать ее в Болгарию. Кроме того, строим на границе с Румынией, прямо на берегу Прута, в Унгень, теплоэлектроцентраль, которая будет работать на угле. Эта инвестиция составляет порядка 600 миллионов евро. Мы стремимся диверсифицировать источники энергии и обеспечить свою энергетическую безопасность.
- У нас, в Румынии, начался сезон забастовок. Я спрашиваю себя, почему здесь их нет, почему не звучат требования: "Долой правительство", "Долой президента"?
- Оппозиция, конечно, пытается сегодня это делать, но безуспешно. Беда нашей оппозиции в том, что она оживляется только во время предвыборных кампаний. В период между ними она бездействует, пропуская таким образом серьезный этап в подготовке к очередным выборам. Люди видят: оппозиция ничего не сделала и ничего сделать не может.
- Но у оппозиции и не было возможности что-то сделать. Ведь вы у власти с 2001 года.
- Почему же? Есть примеры, когда многие оппозиционные депутаты, даже целые оппозиционные фракции работали все эти годы с нами вместе.
- А их не обвиняют сейчас в предательстве?
- Обвиняют, но кто?! Те, кто просидел в депутатских креслах все эти годы и ничего не сделал на благо страны, а теперь снова выпрашивают депутатский мандат у избирателей. Есть представители оппозиции, которые делают для государства, для граждан, для своих избирателей немало хорошего. Да, у нас с ними идеологические, концептуальные разногласия, но они понимают, что у нас одна страна, один народ, одни интересы. И если эти интересы не объединяют, тогда это не оппозиция, а люди, которые случайно попали в парламент, обманув избирателей. Перед выборами они оживляются, так как им снова хочется еще четыре года спать на пленарных заседаниях парламента.
- И здесь спят?
- Вы бы видели, как спят, сладко и спокойно! Но давайте вернемся к обсуждаемой теме. Я горд тем, что за эти восемь лет нам удалось сплотить общество. Никогда никому ничего не удастся, если общество не сплочено, не едино в стремлении к цели.
- И какова эта цель?
- В качестве вектора стратегического развития Молдовы мы предложили идею европейскую интеграцию, и это было одобрено всем парламентом. Оппозицией она была принята механическим поднятием рук. В дальнейшем ни одного конкретного действия, ни одного предложения от нее мы так и не дождались. Между тем, в течение трех лет внедрения Плана действий ЕС-РМ парламент, в основном силами нашей партийной фракции, утвердил более 220-ти законов, соответствующих европейским стандартам. За большинство этих законов, принятых после консультаций с европейскими экспертами, оппозиция не пожелала голосовать.
- А если оппозиция что-то предлагает, вы это принимаете?
- Откровенно говоря, не припоминаю практически ни одного конструктивного предложения.
- Но сейчас идет предвыборная кампания. Должны же и они предлагать хотя бы свои избирательные программы?
- Они выступают с обещаниями льгот, скидок, однако не подкрепляют обещания аргументами. Дескать, этих освободим от НДС, тем - спишем долги, этим - дадим дотации и так далее. Однако все это дешевый популизм. И это всем понятно. В отличие от них, мы каждое свое предложение очень серьезно рассчитываем, исходя из реальных возможностей бюджета страны.
- Карта Республики Молдова не вся красная. Как Вы управляете страной, когда многими районами на местах руководит оппозиция?
- Страна руководствуется законами. Законы разрабатывается в соответствии с Конституцией.
- Да, но и деньги идут из центра на места...
- Власти любого уровня - и центральные, и местные обязаны исполнять законы государства. Существуют органы, которые следят за исполнением законов: Министерство публичного управления с его представителями на местах, налоговое ведомство, Счетная палата, другие уполномоченные структуры.
- По крайне мере у нас, в Румынии руководители местных публичных администраций жалуются, что власть выделяет деньги выборочно, отдавая предпочтение тем, кто с ними одной политической окраски.
- До того, как началась эта избирательная кампания, примеров нарушений было не так много. Теперь же, в разгар кампании, чтобы спровоцировать недовольство среди населения к правящей партии, некоторые представители оппозиции на местах намеренно не платят зарплаты бюджетникам. Специально были задержаны средства, направленные центром в районы. Так, 13 районов получили из центрального бюджета деньги, которые были направлены для повышения зарплат учителям, однако местные власти, представляющие оппозицию, задержали эти средства на две-три недели. После того, как эта информация была обнародована, когда об этом узнало общество, вся страна, деньги были очень быстро выплачены. Так что мы находим управу и в таких ситуациях.
- Кстати, об "управе". Я задавал вопрос, угоняют ли в Кишиневе машины, и мне сказали, что нет. Не угоняют почему - из боязни, из лени или потому что закон суров?
- Закон нормальный, европейский, по нему были проведены консультации с Венецианской комиссией Совета Европы. Просто эффективно работает полиция. Многие преступления раскрываются по горячим следам, а виновные привлекаются к ответственности. Хочу Вам сказать, что в 2001 году, когда мы только пришли к власти, в стране орудовало более 120 криминальных группировок. Мы очень быстро с ними покончили, полностью искоренив организованную преступность.
- Хотел спросить Вас и о коррупции. Следует ли понимать, что ее уровень снизился?
- Следует, но над этим нам еще придется немало поработать. Хотя многое уже сделано. Мы создали Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, сочетающий в себе обязанности ряда структур Министерства внутренних дел, прокуратуры, Министерства финансов, Счетной палаты. Это учреждение соответствует европейским стандартам, и результаты его деятельности очевидны.
- Можно ли сказать, что сейчас в демократических партиях есть и бывшие члены Коммунистической партии СССР?
- Во фракции Урекяна, например, все были членами Коммунистической партии и, кстати, не лучшими. В том-то и проблема. Они и тогда не были настоящими коммунистами, как и сейчас не являются настоящими демократами. И тогда были фальшивыми, и теперь фальшивы.
- Вы провели серьезную либерализацию экономики. Я имею в виду, прежде всего, налоговую амнистию?
- Налоговая амнистия была логичным шагом. Мы должны были начать с нуля наши отношения со всем участниками экономического процесса. Но мы этим не ограничились. Провели легализацию капитала. Но главное - установили нулевую ставку налога на прибыль для тех экономических агентов, которые реинвестируют доход в собственное дело. Если они этого не делают, а, скажем, распределяют прибыль в виде дивидендов, то платят государству всего 15 процентов от суммы. Это позволяет нам стимулировать деловую активность, привлекать инвестиции.
- Как бы Вы охарактеризовали отношения с президентом Бэсеску?
-Мне бы хотелось, чтобы эти отношения были еще лучше. У меня создалось впечатление, что при наших личных встречах президент Бэсеску со мной очень искренен, и я бы хотел, чтобы так было на самом деле.
- Благодарю Вас, господин президент! Желаю Вам успехов и в ближайшем и в отдаленном будущем.
- И я благодарю Вас за визит и за проведенную беседу.