December 27, 2010

Flashback: Коалициада-2010

Процесс создания коалиции стал лакмусовой бумажкой всех проблем, с которыми сегодня сталкивается Молдова. И перед тем как вступить в Новый год (и в новую коалицию) вовсе не лишне подвести итог совершенных за год ошибок.
Ирина СЕВЕРИН, 24 декабря 2010 г., 17:13
Ничего личного - просто бизнес
Мариан Лупу, как и год назад оказался в центре создания коалиции, однако на этот раз он решил учесть печальный опыт прошлого года. Должно быть он целый год ждал того момента, когда все - и партнеры по коалиции, которые позволяли себе игнорировать его в течение года и оппоненты-коммунисты, которые изощрялись в оскорблениях и унижениях, наконец-то будут зависеть от него и его решения. Этот час пришел и, похоже, Лупу хочет растянуть его как можно дольше.

Однако ситуация Мариана Лупу не так уж проста как кажется, и чем дальше, тем сложнее она становится. Процесс создания коалиции достиг той точки, когда начальные параметры создания коалиции стали меняться, причем не в пользу Лупу. Дело в том, что его бизнес-подход к политике - ведение параллельных переговоров с двумя партнерами на предмет соотношение цена-качества товара, вряд ли применим в политике.
Подход бьет по главному для политика качеству - по доверию к нему, демонстрирует отсутствии принципов и видения. Возможно, Лупу сделает ставку на силу и пропаганду, а не на демократические процессы в обществе, о чем свидетельствует его болезненная реакция на критику со стороны гражданского общества. С этого начинают все диктаторы - они просто хотят чтобы их любили и хвалили.
Говоря о самих переговорах, давая надежду обоим партнерам, одному из которых он в конце концов должен отказать, он намеренно накаляет ситуацию. Правда в отношении коммунистов Лупу это ничем не грозит, так как их отношение к Лупу давно и хорошо известно. Стоит лишь коммунистам втянуть Лупу в коалицию, как он немедленно вспомнит, что означает «партнерство» с коммунистами - коммунисты найдут способ поквитаться за унижение.
И Мариан Лупу лучше других понимает это. Коалиция с коммунистами маловероятна и потому, что несмотря на все разговоры о «щедром предложении» коммунистов, Воронин четко заявил, что дележ портфелей будет происходить в соответствии с набранными голосами. Мишин еще раз подтвердил этот подход. При таком раскладе сможет ли Лупу рассчитывать на лояльность Плахотнюка? С точки зрения бизнес-подхода, которому отдал предпочтение сам Лупу, он просто оказался невыгодным вложением средств, от которого нужно побыстрее избавиться.
Коммунисты и бедность - синонимы
Лупу останется искать поддержку в Москве, которая сосватала эту коалицию. В результате члены левой коалиции окажутся замкнутыми на Москву и будут конкурировать между собой за ее благосклонность. Россия с удовольствием поддержит конкуренцию, как она это обычно делает, навязывая при этом Молдове свои интересы, которые сегодня не совпадают с молдавскими. Россия может только мечтать о зоне свободной торговли с ЕС, а для Молдовы - это реальная перспектива, которая открывает перед молдавской экономикой большие возможности. Россия же объективно заинтересована, чтобы Молдова оставалась бедной и изолированной страной и продолжала поставлять в Россию дешевую и качественную рабочую силу. Обеспечить это России могут лишь коммунисты, что они и делали на протяжении восьми лет у власти, поддерживая население на уровне физического выживания и не давая экономике страны развиваться. Кстати, Лупу и Лазарь имеют прямое отношение к этому процессу, так как оба работали министрами экономики в коммунистических правительствах и потому сейчас несут особую ответственность за то, кого они опять хотят привести во власть.
Вряд ли Мариан Лупу захочет снова быть на подхвате у коммунистов, ведя страну в сторону, обратную ее интересам и, в сущности, против логики истории. В Европе молдоване - не повод для анекдотов как в России, а равноправные партнеры, которых оценивают по заслугам и которых искренно поддерживают, причем не только из человеколюбия. Европа заинтересована в благополучных соседях, так как ЕС основан на современном принципе «выигрываю- выигрываешь» в отличие от практикуемого Россией имперского : «выигрываю-проигрываешь».
Москва прислала «смотрящего»
Попытки изменить вывеску компартии и «серп и молот» на что-то более приемлемое, как того хотел бы Мариан Лупу не получится - Россия не позволит этого сделать, так как считает брэнд своим. Сделать это коммунисты могли в 2005 году, однако свой шанс сделать это тогда они упустили. Сейчас коммунисты полностью зависимы от России и вынуждены послушно играть по ее правилам. Появление в списке коммунистов российского политтехнолога Зураба Тодуа, последнее время наезжавшего в Молдову (в перерывах между работой в Киргизии), и которого уже прозвали «смотрящим» из Москвы», говорит о новом уровне зависимости от России.
Сегодня Тодуа выступает в качестве нового идеолога коммунистов, продвигая идею о том, что «стремление к интеграции в ЕС - это исключительно следствие комплекса неполноценности молдован». Здесь любопытна эволюция коммунистов за последние пять лет. Если в 2005 году Воронин пачками высылал российских политтехнологов из страны, ввиду их во вмешательстве во внутренние дела страны, то сегодня он включает их в парламентский список своей партии. Что это, если не свидетельство прогрессирующей деморализации коммунистов?
Здесь любопытен и юридический аспект . Известно, что в других странах предусмотрены защитные механизмы от политических гастролеров. В частности, необходимо в течении последних пяти лет проживать в стране, чтобы иметь право баллотироваться в парламент.
В отношении Лупу нехитрая задумка Москвы состоит в том, чтобы растворить демократическую партию в партии коммунистов. Для достижения этого Лупу искушают фальшивой идеей о перспективе лидерства над партией коммунистов и безоблачного президентства.
Широкая коалиция как средство борьбы
Филат для Лупу - это все же скорее сложный партнер, с которым, все же можно найти общий язык. Если Филат в новой коалиции не станет отвлекаться на завиральные идеи и увлекательные посылы извне, как это случилось в прошлом году после саммита СНГ, то можно надеяться на гораздо больший результат. Однако Филату еще только предстоит научиться работать в коалиции европейского типа, для чего ему прежде всего надо умерить свою гордыню, также навеянную извне. Вполне вероятно, что он откажется от идеи произвести на свет молдавский клон «Единой России» и от попыток подмять под себя все рычаги власти в стране. Надежду на это дают амбиции других составляющих коалиции и недавняя смена некоторых геополитических параметров.
Впрочем, нельзя исключить и то, что несговорчивость Филата - это часть сценария, согласно которому у коммунистов вдруг сменится партнер по переговорам. Эта идея эта активно вбрасывается в информационное пространство, хотя для либерал-демократов она равносильна политическому самоубийству. Недавний пример: Тимошенко с подачи своих советников также пыталась строить широкую коалицию с Партией регионов, от которой в последний момент отказалась сама Партия регионов. Все это, вместе с заигрыванием с Путиным, убило репутацию Тимошенко и ее шансы на президентство. Впрочем, российские политтехнологи и не скрывали, что задача широкой коалиции - деморализовать оранжевых и их электорат. Эксперимент прошел успешно и вряд ли стоит игнорировать его результаты.
Парадоксы коалиции
Несмотря на свою эксцентричность или, парадоксальным образом, благодаря ей Гимпу продолжает оставаться символом надежности коалиции и гарантом европейского вектора развития страны, хотя и в его действиях последнее время наблюдаются некоторые аномалии. Наблюдатели связывают это с влиянием на него румынского советника Дана Дунгачу, известного своей близостью к Рошке, который сегодня занимает откровенно про-российскую позицию. Москва была бы рада втянуть Гимпу в какую-нибудь авантюру и таким образом разрушить его авторитет, о чем Гимпу не стоило бы забывать.
Сейчас он продолжает оставаться медиатором между двумя потенциальными частями коалиции- двумя политико-экономическими группами, схватившимися в борьбе за рычаги влияния. По логике развития событий в этой ситуации Гимпу ничего не остается как капитализировать свое моральное преимущество (если оно сохранится), как это случилось в прошлом году и стать спикером парламента.
Если Лупу все же удастся заручиться поддержкой слева своей кандидатуры на пост президента страны, то тогда можно будет говорить о Лупу- политике. Если нет, то почетная обязанность врио президента вновь ляжет на плечи Гимпу, предоставляя ему второй шанс, вплоть до результатов следующих досрочных выборов.