На прошедшем 29-31 марта в Кишиневе форуме «ЕС-Молдова» прозвучало множество различных мнений относительно процесса европейской интеграции РМ. По мнению ряда участников форума, европейская интеграция давно обрела черты национальной идеи для Молдовы, но конкретных шагов в этом направлении за последние годы сделано не так много. Другие эксперты полагают, что перспектива членства Молдовы в ЕС больше зависит от удачной конъюнктуры, чем от реального соответствия требованиям сообщества.

Международный форум «ЕС-Молдова» был организован совместно с польскими партнерами. В эти же дни состоялся и визит в страну премьер-министра Польши Дональда Туска.

Польша традиционно поддерживает расширение ЕС на восток, как из соображений солидарности, что является основой европейской философии, так и потому что расстановка сил в мире меняется. И если Европейский союз намерен и впредь оставаться серьезной политической силой в мире, то он также должен меняться. Поляки убеждены, что процесс расширения укрепляет ЕС, а «недостаток энтузиазма» в отношении расширения в некоторых странах ЕС объясняют экономическим кризисом и избыточной миграцией в ЕС из неевропейских стран, а не прагматичным подходом.

Как отмечают молдавские эксперты, европейская интеграция обрела черты национальной идеи в Молдове 24 марта 2005 года, когда парламент республики по инициативе президента-коммуниста Владимира Воронина единогласно принял Декларацию за европейскую интеграцию. Однако те же эксперты отмечают, что с тех пор не так много было сделано для реальной интеграции с ЕС. «Одного желания недостаточно. Необходима политическая воля для создания эффективной системы управления страной. Пока же мы демократическую форму наполняем своим содержанием», - полагает политический аналитик Игорь Боцан.

Набор процедур и стандартов Евросоюза, которым необходимо следовать, в отличие от заявлений о приверженности демократическим ценностям молдавским политикам трудно дается. Молдова получила поддержку в ЕС благодаря приходу к власти демократических сил. Однако сейчас о Молдове говорят как о надежде ЕС, которой еще только предстоит сбыться.

«Больше за большее» или «меньше за меньшее»?

В связи с событиями в странах Северной Африки, которые также входят в Программу партнерства ЕС–«Восточное Партнерство», и повышением спроса на европейскую помощь «молодым демократиям» ЕС выработал новый подход к взаимодействию с соседними странами в соответствии с формулой More for More - больше ресурсов в обмен на большее количество демократических преобразований. В сущности это тот принцип, который уже действует в отношениях со странами «Восточного партнерства» на двусторонней основе.

Обратной стороной этого принципа является то, что в отличие от предоставления заранее запрограммированной и гарантированной помощи, как это было раньше, этот принцип предусматривает и обратную сторону less for less - чем меньше реформ, тем меньше помощь. По мнению ЕС, такой подход должен стимулировать страны соседства к развитию, так как практика показывает, что демократические партии, придя к власти, не особо спешат демонтировать вертикаль власти и систему личного обогащения, созданную их предшественниками.

Молдавская сторона на прошедшем форуме озвучила свое недовольство тем, что ЕС предоставляет помощь участникам "Программы соседства" в пересчете на численность населения. В результате Молдова с 3,5 млн жителей традиционно опережает все соседние страны по показателю выделяемых европейских средств на душу населения, хотя в натуральном выражении сумма инвестиций ЕС в Молдову гораздо ниже, чем в другие страны программы.

Заявленные на форуме Кишиневом собственные проблемы заключаются и в недостатке собственных ресурсов, в том числе и квалифицированных кадров, способных освоить ту помощь, которую ЕС готов выделить под различные проекты. В частности, в рамках программы «Восточного партнерства» на шесть стран постсоветского пространства выделено на 2009-2013 годы 600 млн евро, которые в значительной части остаются неосвоенными.

Евроинтеграция как предвыборный пиар?

Молдавская сторона продолжает настаивать на предоставлении республике перспективы членства в ЕС, рассчитывая на более серьезную поддержку со стороны ЕС. Евросоюз, в свою очередь, заявляет, что все зависит от самой Молдовы и от той скорости, с которой она намерена продвигаться по пути реформ. Однако, по мнению ряда экспертов, в частности молдавского политического аналитика Николая Киртоакэ, «решение об интеграции Молдовы в ЕС будет политическим, как и в случае с другими странами региона, уже вошедшими в ЕС, для чего важнее удачное стечение обстоятельств, чем жесткое соответствие критериям членства». Возможно, молдавские власти на это и рассчитывают, отмечают эксперты.

По мнению же независимого эксперта Ирины Северин, пока правительство делает акцент в основном на тех реформах, которые касаются упразднения визового режима с ЕС, так как это может принести существенные предвыборные дивиденды партии премьер-министра Владимира Филата. Реформы в других сферах пока не идут из-за сопротивления существующей системы и отсутствия политической стабильности в связи с неизбранием президента страны. Сочетание этих факторов, по словам госпожи Северин, не позволяет правительству идти на непопулярные, но необходимые для модернизации страны меры.

Вместе с тем премьер-министр Молдовы Владимир Филат ясно заявил, что «альтернативы европейской интеграции не существует». И для того чтобы продвинуться по пути сближения с ЕС, он считает необходимым создать «Европу внутри Молдовы».