19:1918.04.2011
На встрече с кишиневскими журналистами бывший министр юстиции, а ныне судья Конституционного суда Александр Тэнасе еще раз рассказал о причинах своего ухода из политики, а также о своих разногласиях с премьером Владимиром Филатом. Главным предметом критики господина Тэнасе остается недостаточно радикальный подход правительства к реформам. А слушая последние заявления экс-министра, эксперты призывают не списывать его раньше времени со счетов как публичного политика.
Вечером в пятницу, 15 апреля, бывший министр юстиции Александр Тэнасе провел встречу с журналистам в кишиневском пресс-клубе, которую многие расценили как прощальную накануне ухода из публичной политики. Неделю назад господин Тэнасе был назначен на должность судьи Конституционного суда и покинул ряды Либерально-демократической партии (ЛДПМ), в которой занимал пост первого вице-председателя.В ходе встречи с журналистами Александр Тэнасе объяснил свой уход из правительства и ЛДПМ тем, что у него с премьером и партийным лидером Владимиром Филатом «не совпадают взгляды на демократию». «То, что хочется, не получается. А то, что получается, того не хочется»,— пояснил экс-министр. «Мы боролись за местное самоуправление, а продолжаем поддерживать ту же систему, что была создана коммунистами,— систему управления через финансирование из центра лояльных партии районов»,— добавил господин Тэнасе.
По его мнению, демократия — это не послушное исполнение воли вождя, а создание условий для высвобождения творческой энергии, тех интеллектуальных ресурсов, которыми обладает каждый человек и которые работают на его благо и благо всего общества. У нас же, по словам экс-министра, ставка по-прежнему делается на указания и контроль из центра, что неизбежно ведет к деградации политической системы и упадку экономики, а если человек неподконтролен, он бесполезен для системы.
Несовпадение взглядов, о котором говорил Александр Тэнасе, распространяется и на ход правовой реформы. Радикальный подход господина Тэнасе, предполагающий увольнение значительной части работников судебной системы, не был поддержан.
Экс-министр также считает, что политические партии должны финансироваться из бюджета страны: расходы для бюджета несущественные, но это позволило бы сделать политический процесс более прозрачным и подотчетным избирателям. Сегодня же партийные счета оплачивают теневые «денежные мешки», и они же из тени принимают решения в партиях и в государственных органах власти, исходя из своих собственных узких интересов, а не из интересов народа, который голосует за партии.
В шутку или всерьез, Александр Тэнасе заявил, что в Молдове стоило бы упразднить пост президента, раз главу государства никак не удается избрать. Тем более что отсутствия этой фигуры на практике «никто не замечает». «Возможно, Молдове вообще не нужен институт президентства? Может быть, нам стоит подумать о другой форме конституционной реформы?» — задается вопросами бывший министр юстиции. При этом он считает неприемлемым избрание «аполитичного президента», на чем настаивают коммунисты: «Я не представляю себе, как аполитичный человек может занимать самую политическую должность в государстве?»
Александр Тэнасе открестился от каких-либо отношений с первым вице-спикером Владимиром Плахотнюком, которые ему приписываются кулуарными слухами. По словам господина Тэнасе, это «обычная грязная политтехнология, причем изобретенная не в Молдове»: сначала демонизируется одна личность, а потом к ней приписывают того, кого надо испачкать. «У нас как только ты не согласен с «фюрером» и отстаиваешь свою точку зрения, тебе сразу заявляют, что ты — „человек Плахотнюка”. Этот грязный инструмент — сидят несколько человек в интернете под семью разными никами и распускают слухи по социальным сетям и СМИ — за последние годы многих людей так погубил»,— полагает экс-министр. «Мне уже приходилось пройти через это тогда, когда вместо Плахотнюка был Пасат. Такие ярлыки наклеивают только в плохо информированном обществе»,— уверен Александр Тэнасе.
Говоря же о своих отношениях с главой ЛДПМ Владимиром Филатом, господин Тэнасе дипломатично заявил, что они не изменились и остались такими же, какими были и два года назад, во время первого правительства альянса «За европейскую интеграцию».
По мнению политолога Виталия Андриевского, Александр Тэнасе так и не стал настоящим молдавским политиком, оставшись романтиком образца 2009 года, когда ЛДПМ только боролась за приход к власти. По мнению других аналитиков, списывать Александра Тэнасе как публичного политика рано. Они считают, что вопрос скорее в том, как его уход отразится на рейтинге самой ЛДПМ, лидер которой последнее время подвергается жесткой критике за авторитарный стиль в политике.
Сюрпризом же для участников встречи в пресс-клубе стало то, что, как заявил сам Александр Тэнасе, хотя как судья Конституционного суда он не может быть членом какой-либо партии, это не мешает ему иметь свое мнение по текущим политическим вопросам, которым он и впредь готов делиться с журналистами.