Ирина Северин
// Спустя два года после апрельских событий 2009 года вопросов не убавилось
Вторая годовщина событий 7 апреля 2009 года в Молдове на фоне отсутствия официальной версии событий ознаменовалась новой войной заявлений о том, кто стоял за разгромом зданий парламента и президентуры. Коммунисты указывают на ныне правящий альянс «За европейскую интеграцию». Правые обвиняют самих коммунистов. А эксперты без особого успеха ищут неопознанную «третью силу», которая могла воспользоваться данными событиями в своих целях.
Прошло два года со дня протестов 7 апреля, однако до сих пор нет официальной версии того, как мирный молодежный протест после парламентских выборов 5 апреля 2009 года превратился в беспорядки с погромом в зданиях президентуры и правительства. За погромами последовала запоздалая реакция коммунистических властей, в результате чего было арестовано множество случайных молодых людей, которые продолжали оставаться ночью на центральной площади Кишинева. По официальным данным, три человека были убиты и несколько искалечены. Многие из сотен задержанных в ту ночь до сих пор испытывают серьезные проблемы со здоровьем. Здания президентуры и парламента по-прежнему не возвращены в нормальное состояние и продолжают оставаться своеобразными памятниками 7 апреля.
Владимир Воронин, во время погромов принявший осознанное решение «отдать на один день молодежи то, что они видят как символ власти, – здания президентуры и парламента», вчера на пресс-конференции в очередной раз заявил, что вина за беспорядки лежит на лидерах всех партий правящей коалиции – альянсе «За европейскую интеграцию». Мотивирует он это тем, что в конце концов итогом 7 апреля стал приход к власти сил, противостоявших тогда коммунистам. Лидер ПКРМ не привел никаких доказательств, зато практически монополизировал эфирное время телеканалов, первым выйдя с заявлением по событиям 7 апреля 2009 года, что обеспечило ему и возглавляемой им партии некоторое преимущество в плане паблисити.
Другим партиям пришлось реагировать на яркие заявления господина Воронина. Лидер Либеральной партии Михай Гимпу, в свою очередь, заявил, что ответственность за беспорядки лежит на коммунистах, так как перед тем, как передать власть в сентябре 2009 года, подотчетная коммунистам Служба информации и безопасности РМ сожгла десять папок с уликами против организаторов погромов, собранных по горячим следам после беспорядков.
«Заговор молчания» власти и оппозиции
Ранее Владимир Воронин заявлял, что знает, кто организовал беспорядки, но не будет называть организаторов. Против лидера коммунистов заведено уголовное дело по случаям нарушения прав человека при задержании невинных людей в ночь после беспорядков, а также по случаям применения к ним пыток для подписания документов об участии в разгроме административных зданий. Однако как депутат парламента Владимир Воронин обладает иммунитетом и потому не может быть привлечен к ответственности.
А нынешний и. о. президента Мариан Лупу дал понять, что правду про 7 апреля никто никогда не узнает, так как слишком влиятельные силы замешаны в разжигании беспорядков с помощью внедренных в толпу провокаторов. По оценкам экспертов, эта группа провокаторов составляла порядка 300 человек.
Придя к власти, альянс «За европейскую интеграцию» не торопится расследовать как беспорядки, так и жесткую реакцию властей на них. В то время как ранее, еще будучи в оппозиции, лидеры альянса заявляли, что будет создана международная комиссия с привлечением независимых экспертов для расследования событий 7 апреля. Однако затем они отказались от этой идеи, ограничившись созданием парламентской комиссии. Комиссия, в свою очередь, ограничилась написанием отчета, а к четким заключениям так и не пришла, мотивируя это тем, что не обладает необходимым для этого профессиональным инструментарием, который есть у прокуратуры. Прокуратура, в свою очередь, продолжает вести собственное расследование, что дает ей основание заявлять о необходимости не разглашать данные следствия.
Следы «третьих сил» в деле о 7-м апреля
Известные своей румынофобией коммунисты устами своего лидера Владимира Воронина сразу после погромов и водружения флага ЕС и Румынии над зданием парламента и президентуры обвинили Румынию во вмешательстве во внутренние дела и выдворили посла Румынии из страны. Однако затем генеральная прокуратура отвергла версию вмешательства Румынии во внутренние дела Молдовы. В злоумышленности обвинили сербского гражданина, который в тот день фотографировался на ступеньках парламента. Потом выяснилось, что это был эксперт по выборам, работавший в Молдове в рамках международной программы. По горячим следам был арестован и сотрудник американского Национального демократического института, который вскоре также был с извинениями освобожден.
Бывший лидер Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрий Рошка по горячим следам обвинил тогда в организации провокации Россию, ссылаясь на опыт 2005 года, когда, по его информации, российские политтехнологи намеревались организовать в Молдове революцию против коммунистов, в которой сам господин Рошка, согласно сценарию, должен был погибнуть во время штурма здания президентуры. Позже господин Рошка отказался от своей версии и был назначен Владимиром Ворониным вице-премьером, курирующим силовые ведомства страны.
Свои версии выдвигают и независимые эксперты, которые исходят из того, кому это могло быть выгодно. По их мнению, это было выгодно Приднестровью, так как дает возможность заявлять о невозможности ведения переговоров с Кишиневом и тем более об объединении с Молдовой. В самый разгар событий приднестровцы предлагали прислать Владимиру Воронину вертолет, с тем, чтобы эвакуировать его из Кишинева. Аналитики объясняют это тем, что из молдавских политиков именно господин Воронин всегда проявлял наибольшую настойчивость в плане воссоединения Приднестровья и Молдовы.
Некоторые наблюдатели пошли еще дальше и говорят о совместном проекте румынских правых организаций и приднестровцев, так как этот странный союз объединяет общая цель - объединение Молдовы с Румынией, что автоматически обеспечило бы Приднестровью независимость. Именно такую версию развития событий рассматривал в те дни Станислав Белковский, известный тем, что еще в 2004 году в Бухаресте выдвинул план объединения Молдовы с Румынией, заявляя при этом, что за ним стоят влиятельные круги в России.
Сопутствующие мотивы и обстоятельства
По мнению некоторых наблюдателей, многие факторы говорят о некой «третьей силе», которая «поиграла в свою игру» с молдавскими политическими силами, втянув их в эти события, сама при этом так и оставшись неопознанной. Приблизительно к такому же выводу пришла и парламентская комиссия, заявившая о наличии такой «третьей силы». Однако развивать эту тему никто не стал - глава комиссии Виталий Нагачевски сложил с себя депутатские полномочия и ушел из политики, что многие связывают именно с расследованием загадочного дела 7 апреля.
Эксперты отмечают, что у каждого из участников был свой интерес и своя роль в событиях 7 апреля. Владимир Воронин был заинтересован в том, чтобы скомпрометировать оппозицию и не допустить ее к власти, потому решил подыграть демонстрантам, не предпринимая против них жестких сдерживающих мер во время событий.
Владимир Филат за два месяца до выборов объявил, что намерен после подсчета голосов организовать акции протеста на случай, если выборы будут сфальсифицированы. Однако на второй день после выборов он отказался от акций протестов, заявив, что будет добиваться пересчета голосов юридическим путем. Это немало разочаровало молодежь, уже и без того рассерженную самой победой коммунистов. Разочаровало молодежь и то, что, несмотря на многочисленные нарушения, зафиксированные во время выборов, наблюдатели от ОБСЕ на второй день объявили, что выборы прошли в пределах нормы. Все эти факторы создали благоприятные обстоятельства для того, что случилось позже. Однако тех, кто ими воспользовался, полагают эксперты, мы не узнаем никогда.