January 19, 2010

.Рекламная империя Воронина

pan.md - Рекламная империя Воронина













Люди и фирмы, поддерживавшие ПКРМ
В последние годы одним из направлений успешной деятельности партнеров Семьи стал рынок рекламы. Реклама — это не только добрая доля 18-миллионного оборота отрасли, но и возможность экономического давления на крупнейшие СМИ

Война сыновей
В 2008 году оборот рекламной отрасли оценивался в 37 млн. евро. Кризис повлиял на объемы — в 2009 году оборот снизился до 18 млн. Однако не оскудели от этого доходы бизнес-партнеров Владимира Воронина, которые твердо держатся на рынке молдавской рекламы.
Для того чтобы сохранить доминирующее положение в отрасли, эти люди идут на все: демпинг, переманивание клиентов.

И пускай там Виорика Кэраре, руководитель некое Агентства по защите конкуренции, рассуждает в интервью с журналистами о необходимости культуры в рекламе, партнерам бывшего президента Молдовы начхать на эту самую культуру и прочие выдумки для простаков. За 8 лет они привыкли получать свое — не мытьем, так катаньем.

А «закатывать» под себя рекламный бизнес друзья Владимира Николаевича начали несколько лет тому назад. Как катком прошлись по телеканалам, агентствам. Шаг за шагом, евро за евро...

Все в семью

Однако, прежде чем начать зарабатывать на рекламе, партнеры Семьи получили контроль над основными телеканалами. Дело в том, что оборот рекламы на телевидении составляет около 50% отрасли. Если брать данные за докризисный 2008 год — 15 млн. евро. Владеющие такими ресурсами (плюс сейлз-хаус и папа в президентуре) легко могут получить и крупных рекламодателей. И нужные решения КСТР.

К примеру, если бы в Молдове все решалось по закону, то компания Analitic Media Group, которая по контракту до 2010 года вправе была вещать телеканал ОРТ в Молдове, в 2005-м не была бы вынуждена согласиться с решением КСТР по отзыву лицензии на вещание.

Тогда право на вещание популярного в Молдове российского телеканала получила компания Media satelit. Некоторые предполагают, что за передачей права на ретрансляцию этой никому не известной компании стояли бизнес-партнеры Воронина-младшего.

Но уже в 2007 году право на вещание «Первого» перешло к фирме Prime, в учредителях которой числилась оффшорная кипрская фирма Global sistems group LTD. Позже эта оффшорка засветится как соучредитель и других проворонинских СМИ.

Официально Prime руководит Петр Желиховский, но, по мнению некоторых игроков рынка, настоящий хозяин Prime - Влад Плахотнюк. Тот самый, которого считают надежным партнером Олега Владимировича.

До недавнего времени, чтобы не «светить» свое участие в управлении каналом Prime, причастность Плахотнюка к медиа-ресурсам коммунистов была скрыта за упомянутой оффшоркой Global sistems group LTD, которая значилась соучредителем не только Prime/ОРТ в Молдове, но и информационного агентства ОMEGA, а также Antena C. Многие знают, как они тенденциозно работают на Партию коммунистов.
Кроме телеканала ОРТ в Молдове, в медиа-актив коммунистов были со временем включены СТС, 2Plus,MuzTV, TV3. История их приобретений также очень мутная и заслуживает отдельной статьи.

Как бы ни происходила концентрация медиа-ресурсов в руках бизнес-партнеров Воронина, ясно было, что создавались все предпосылки для появления в Молдове нужного Семье сейлз-хауса. Другими словами — рекламной фирмы-посредника.

Даже бабушке, продающей картошку базарным перекупщикам, хорошо известно, что посредники, как правило, зарабатывают больше всех. Что и принялись делать прозорливые друзья экс-президента.

Casa media — лидер за ночь

И этот посредник появился. В конце 2007 года российский сейлз-хаус Video International, занимавший до этого на рынке рекламы в Молдове 90%, закрылся. Просто-напросто, за одну ночь, основные телеканалы — «Первый канал в Молдове», NIT и CTC – перешли на обслуживание к другому сейлз-хаусу — Casa media.

За одну ночь новый рекламный посредник, появившийся из ниоткуда, стал главным лидером на рекламном рынке страны.

Участники рынка поняли - в ICS Casa media (полное название этой компании) правят друзья тех, при упоминании которых говорят шепотом, показывая пальцем вверх.

На условиях анонимности корреспонденту «Панорамы» рассказали, как бизнесмен Вирджилиу Цопа (игравший, кстати, ведущую роль в истории с Analitic Media Group ), которого считают партнером Влада Плахотнюка, проводил все необходимые встречи с руководителями различных телеканалов для уточнения условий контракта с новым сейлз-хаусом.

Вряд ли можно назвать совпадением то, что соучредителем Casa media были оффшорки Global sistems group LTD и Media resources LLC. Именно те оффшорки, которые числились в списке владельцев и Prime, и ОMEGA. Проще говоря, это одна контора. Только менеджеры разные.
– Сейчас разве не числятся соучредителями? – спросит пытливый читатель.

Нет. Почему? Все просто. Политическая ситуация в стране изменилась. И как любые грамотные бизнесмены, финансировавшие ставшую оппозиционной Партию коммунистов, партнеры Воронина забыли о крепкой дружбе с бывшим президентом.

А чтобы не злить новую власть, «продали» некоторые медиа-активы. К примеру, тот же Prime. И не важно, что продали своим людям. Зато всем можно сказать, что официально ты не финансируешь ставшую оппозиционной Партию коммунистов.

Рыночная ломка

Как любая другая власть, пришедшее на смену коммунистам правительство вспомнило, что можно навести «порядок» на рынке рекламы. А потому на одном из первых заседаний правительства премьер Влад Филат потребовал у подчиненных разобраться, кто есть кто на рынке рекламы. Вспомнил он и сейлз-хаус Casa media. Но пока Кэраре размышляла о культуре, монополисты продолжают снимать сливки с рекламного пирога.

Casa media, и в частности ее генеральный директор Дорин Павелеску, начала активно сотрудничать лишь с так называемыми «хорошими» рекламными структурами, которые, по нашим расчетам, получают 80% всех медийных тендеров рекламы.

Среди «хороших» рекламных агентств, посредством которых Воронин и его бизнес-партнеры контролировали потоки рекламных миллионов, – Prior media, Brandson, Eficient media, Urban Post, Angel-S, Admedia-M, ADAOS, Media perfect.

Вышеупомянутые агентства и вовлеченные в них люди не без «скелетов в шкафу».

Так, руководство агентств Prior media и Brandson было замешано в крупном скандале с российской компанией «АДВ Груп Россия».
Согласно письму, отправленному российской компанией всем участникам молдавского рекламного рынка, нынешние руководители указанных агентств «нечистоплотно» отнеслись к российскому партнеру.

«Руководство Группы Маркетинговых коммуникаций АДВ мажоритарного акционера агентств IM THINK! SRL, IM UNIVERSAL MEDIA SRL, IM INITIATIVE MEDIA LOWE SRL приняло решение о расторжении партнерских отношений с г-ном Владисом Мигаем, отзыве международной лицензии и смене локального партнера на территории Республики Молдова. Поводом для принятия решения послужили грубые нарушения г-ном Мигаем правил и норм партнерских отношений, а также несоответствия методов операционного менеджмента г-на Мигая корпоративным принципам Группы АДВ… По данному факту предпринимаются все меры, предусмотренные законодательством Республики Молдова. Группа АДВ ведет расследование…», – говорится в открытом письме российских рекламщиков.

Не можем не отметить и такие агентства, как Eficient media и Urban Post, руководство и владельцы которых были замешаны в крупных скандалах как на Украине, так и в Молдове. В данных случаях были и судебные разбирательства по факту присвоения чужих денег, и уголовные дела по присвоению чужого имущества.

Прямо всех «хороших» людей собрали до кучи. Как гласит цитата из известного фильма «Секрет»: «Подобное притягивает подобное…»
Схема, по которой им продают рекламу, следующая. «Хорошему» агентству предоставляется от Casa media существенная скидка для размещения на основных телеканалах. А это позволяет сделать и максимальную скидку для рекламодателя. И неважно даже, если этого рекламодателя обслуживает другое, пускай старейшее на рынке, агентство. Как произошло, например, с компанией Moldtelecom, которая 5 лет обслуживалась в одном рекламном агентстве и вдруг, буквально за одну ночь, клиент расторгает договор с данным агентством и переходит на обслуживание в рекламное агентство Angel-S, руководство которым приписывают бизнес-партнерам рекламной империи Воронина.

Разумеется, рекламодатель, чтобы сэкономить, позарится на более выгодное предложение «хорошего» агентства. А другие рекламные игроки пускай доказывают в другой стране свою состоятельность. В Молдове, пока есть возможность, живут по законам бизнес-империи Воронина.

P.S. В следующих номерах «Панорамы» читайте о том, кому недавно посчастливилось купить «Первый канал в Молдове», а также какие медиа-ресурсы бизнес-партнеров ПКРМ были в срочном порядке переоформлены на другие фирмы и другие лица.

Владимир Тхорик
vladimir@pan.md