Предложение Михая Гимпу, спикера парламента Молдавии, временно исполняющего обязанности президента страны, изменить название государственного языка с молдавского на румынский, вызвало разногласия в правящем альянсе «За европейскую интеграцию».
Против инициативы спикера уже высказался лидер Демократической партии Мариан Лупу. Изменение названия официального языка в Конституции с молдавского на румынский приведет к противоречиям в обществе, считает экс-спикер. Он убежден, что сейчас "категорически не следует затрагивать" статью 13 Конституции.
"Часть граждан утверждает, что говорит по-румынски, другая - по-молдавски. Идеальный вариант - избежать противоречий в обществе и обеспечить гармонию следующей записью в Конституции статьи 13: румынский (молдавский) язык или наоборот - молдавский (румынский) язык. Лучше всего провести референдум, чтобы сами граждане решили вопрос названия официального языка", - сказал Лупу.
По его словам, до ухода на новогодние каникулы лидеры Альянса за европейскую интеграцию договорились о встрече в конце января для "выбора формата поправок в Конституцию". Поэтому "заявления исполняющего обязанности президента Михая Гимпу о переименовании языка в Конституции до принятия Альянсом согласованного решения преждевременны".
"Комиссия по конституционной реформе предложила в понедельник некоторые идеи по тексту поправок в Основной закон, однако предстоит принять политическое решение», отметил М.Лупу
Он убежден, что в период кризиса масштабная реформа Конституции - не самое подходящее решение. «В 2010 г. необходимо найти поэтапный выход из тупика, в котором мы оказались с избранием президента. Остальные улучшения требуют длительной и кропотливой работы", - отметил Лупу.
Как считают в Партии коммунистов, целью предпринимаемого правящей либерал-демократической коалицией изменения Конституции является объединение Молдовы с Румынией. "Если в Конституции будет предусмотрен румынский язык, то это станет первым шагом на пути к объединению с Румынией. Для унионистов Молдовы этот символический жест очень важен, вопреки мнению абсолютного большинства населения, говорящего по-молдавски", - сказал депутат от ПКРМ Марк Ткачук, выступая на одной из российских радиостанций.
Вопрос о названии языка уже много лет муссируется в научных кругах, однако остается неразрешенным не из-за недостатка аргументов у сторонников той или иной версии, а из-за того, что является он скорее вопросом политическим, чем научным. Румыния не скрывает своего намерения присоединить к себе Молдову. Правда она называет это желанием добиться для Молдовы процветания и более высокого уровня безопасности. В то же время, по признанию румынского сенатора, бывшего в начале 90-х премьер-министром Молдовы Мирчи Друка, «в Румынии есть политические силы, которые могли бы поддержать законное стремление русских вернуть Крым в обмен на признание Россией незаконного раздела Румынии в 1940 году на Молдову и Румынию».
Друк предлагает мыслить прагматично. «Что потеряла Россия оттого, что теперь она ведет переговоры не с ГДР, а с Германией? Ничего. Что потеряет Россия, если будет иметь дело с единой Румынией? Я унионист и не вижу другой схемы, кроме воссоединения Румынии и Молдовы. Мы упустили 20 лет после перестройки, но объединение состоится. Как оно состоится: оттого ли, что начнется гражданская война на Украине, как в 1918 году, или в интересах американцев будет включение Молдовы в ЕС, но что-то в ближайшие годы произойдет. Это неизбежно», убежден румынский сенатор.
Как заявил одному из российских изданий румынский политический консультант Мирча Попа, на встрече в июле прошлого года Медведева и Обамы были установлены новые правила игры: Запад не лезет в Украину, но получает Молдову.
С другой стороны у неизбывной актуальности вопроса о названии в Молдове есть и другие – социальные – причины. Как заметил румынский политолог Дан Дунгачу, молодое поколение Молдовы не рассуждает о молдавско-румынской политике. «Они думают практически. Ничего общего с романтикой первых лет перестройки, когда люди были слишком эмоциональны: братание, сантименты, цветочные мосты через реку Прут. Если объединение между нами произойдет, то уже не сердцем, а умом. Молодые граждане Молдовы нетерпеливы и не хотят ждать. Их не волнует история или исторический реванш. Их проблема - не прошлое, а будущее. Мы обещаем им упрощенный визовый режим, но они не желают путешествовать как туристы, - это им не по карману. Они хотят жить и работать в Евросоюзе за хорошую плату. Именно эти ребята через несколько лет, когда подрастут, смогут изменить позицию молдавских политиков в вопросе объединения с Румынией».
Вопрос о названии языка вряд ли способен всерьез расколоть АЕИ – Альянс будет держаться до тех пор, пока хотя бы одна из партий-членов АЕИ не почувствует в себе достаточно силы, чтобы в одиночку победить ПКРМ. Однако дискуссии о названии языка способны глубоко расколоть ту часть молдавского общества, которая общается и думает на государственном языке. Это станет еще одной угрозой стабильности и будущему страны, уже много лет разделенной по территориальному признаку. По сути, это станет еще одной угрозой государственности Республики Молдова.
Станислав БОРЕЙКО