Зачем Тимошенко Тигипко?
Долгое время к «бронзе» уверенно шел «очень умный и воспитанный кролик» украинской политики Арсений Яценюк. Впрочем, его единственное, но очень существенное отличие от мультяшного прототипа заключалось именно в том, что вместо того, чтобы воспитанно молчать, он много и не по делу говорил…
Как пел Высоцкий, «А вот конец - хоть не трагичный, но досадный»: последние опросы, проведенные различными социологическими службами, свидетельствуют, что на третью позицию, вальяжно потеснив Яценюка, поднялся «сильный» кандидат Сергей Тигипко. Конечно, на данный момент разрыв между ними невелик, но бездарная предвыборная кампания Арсения (или Арсенизатора, как его стали называть в народе) может сделать расстояние между ними гораздо более существенным.
Обозреватели достаточно много дискутировали о причинах неудачи Яценюка на этих выборах. Ведь еще летом многие собирались голосовать именно за него, причисляя молодого черновчанина к новой генерации политиков-демократов европейского толка. Но началась активная фаза кампании – и все ошарашено уставились на разноцветные билборды неповторимого депрессивно-милитаристского стиля. «No comments», - резюмировал обыватель, завидев этот ужас.
Нечто столь же странное и неорганичное продемонстрировал Яценюк и «вживую» на телеэкране.
Полный когнитивный диссонанс: еще недавно видели обаятельного, умного, интеллигентного и юморного молодого человека. И вдруг милый такой «очкарик-ботаник» начинает корчить из себя «сильного и крутого мачо», некоего украинского Пиночета.
«Всех сокрушу, всех накажу, всех посажу!..» Не удивительно, что «надежда нации» быстро превратилась в дежурный объект для насмешек.
Отдельное спасибо Арсений должен сказать своим креативщикам, которые ему такое «накреативили». Ведь если бы не российское политтехнологическое «чудо-трио» в составе Тимофея Сергейцева, Дмитрия Куликова и Искандера Валитова, у Яценюка были бы вполне реальные шансы не только удержать третье место, но и, глядишь, побороться за «серебро» с «золотом». Со всеми вытекающими последствиями, позитивными для его политической карьеры.
Совершенно не ясно, по какому принципу в команду Яценюка выбирались эти мастера пера и мысли, ведь за свою карьеру они не выиграли ни одной существенной кампании. Показательным является и то, что ни один из этих горе-специалистов в самой России практически не известен. Так, «Общая Газета», которая по данным опроса политиков и журналистов составляет ежегодный рейтинг топ-20 политтехнологов России, ни разу не включила нынешних консультантов Яценюка в свой список.
Такая себе шайка-лейка «лузеров» во главе с кандидатом-кроликом. Которым слишком уж сильно вертит его «хвостик».
Но даже это не самое страшное. Ведь не все в избирательной кампании зависит от политтехнологов. Для успешного продвижения кандидата или политической силы необходима разветвленная сеть региональных организаций. А возглавлять региональные структуры должны авторитетные и работоспособные люди. Но и тут облом. Штаб Арсения Петровича сделал все с точностью да наоборот: искусственно установили «порог» для желающих поучаствовать во «Фронте перемен». Вместо этого во главе региональных штабов изначально поставили скомпрометировавших себя личностей, которые лишь обваливали рейтинг Яценюка в своих областях.
Изменить что-либо уже поздно. Времени просто не осталось. Так что, на вопрос, кто подставил кролика Сеню, можно ответить коротко: прежде всего, виноват он сам и его неадекватная команда.
В свою очередь штаб Сергея Тигипко работает динамично и успешно осуществляет экспансию в регионы, традиционно поддерживающие Партию регионов и ее лидера Януковича. Сергей Леонидович и его команда никаких Америк не открывают: используют все те же старые темы, сладкие уху жителям Востока и Юга страны. Тут и статус русского языка, и экономическое сотрудничество с Россией, и Черноморский флот в Украине forever. Плюс постоянные экономические рассказы (причем, как правило, толковые и подкрепленные фактами) о светлом будущем Украины, которое обязательно придет на смену плачевному настоящему при сильном и решительном президенте Тигипко. Все это возымело действие:
недавний политический отшельник, который почти пять лет занимался исключительно бизнесом, предстал перед избирателем как «новый и сильный» политик-финансист.
В отличие от того же Яценюка, для Тигипко сделали отличную билболдовую рекламу, которая перекликается бело-голубой цветовой гаммой с корпоративным «окрасом» его главного электорального «донора» Януковичем. Она четкая, лаконичная, оптимистическая, от нее не веет агрессией или депрессией, как от рекламы других кандидатов. «Те, що треба» для запуганного кризисом народа.
Все это умножено еще и на то, что Тигипко очень активно «пашет» «в поле», разъезжая по городам и весям нашей немаленькой родины. Работает технологично, «окучивает» все больше базовые регионы, не тратя сил на те места, где ему много не взять.
В результате, Тигипко параллельно с повышением рейтинга может ожидать и роста внимания со стороны лидеров гонки. Правда, в случае победы Януковича ловить Тигипко особо нечего. Зуб остался у Хведоровича на Сергея Леонидовича еще с 2004 года, когда тот после второго тура ушел из предвыборного штаба – и не вернулся. То есть «плюнул» на Партию регионов и ее лидера. Да, и вообще сомнительно, что «проФФессор» радостно наблюдает за тем, как на его заветной электоральной вотчине спокойно и уверенно работает молодой политик, который, как ни крути, вряд ли спутает Ахматову с Ахметовой, и Бабеля с Бебелем. Ко всему, многие в ПР присматриваются к «молодому-перспективному» Тигипко как к возможному сменщику Януковича в случае проигрыша последнего на президентских выборах. Поэтому вряд ли Тигипко будет особенно прислушиваться к посулам Януковича, даже если они будут сладкогласными.
Привычка «донов» «кормить лоха бананом» уже всем хорошо известна. На лоха Сергей Леонидович не похож ни капли.
Совершенно другая картина складывается для Тигипко в случае победы Юлии Владимировны. Очевидно, что перед Леди Ю сразу после выборов встанет ряд вопросов относительно заполнения государственных постов людьми, имеющими как авторитет в украинской политике, так и хорошие деловые качества. Не все же ей тянуть самой.
И тут «третий» политик вполне может ей пригодиться. Тем более, что во втором туре голоса Тигипко ей будут необходимы как воздух (социологи предсказывают, что этих голосов может быть до 8-10%). Ведь голоса достаточно специфические: избирателей не помаранчевых, но и не желающих голосовать за Януковича. Пожалуй, при соответствующем призыве Тигипко значительное большинство его избирателей во втором туре поддержит Юлию Владимировну. Так что у бывшего советника премьер-министра Тимошенко возникают все условия для продуктивных кадровых торгов со своей бывшей (и, вероятно, будущей) начальницей.
И хотя, по словам самого Тигипко, он не намерен вновь занимать должность главы Нацбанка, а также работать в правительстве, ему вполне может быть отдано место главы Совбеза.
Очевидно, что этот орган после прихода Тимошенко к власти перестанет копаться в «трипильских глечиках», а наконец-то займется теми делами, для которых он и был создан. И тут многогранный руководящий опыт Сергея Леонидовича вполне может пригодиться…
Таким образом, третье «бронзовое» место вполне может дать «золотые» дивиденды. И если Тигипко продолжит свою кампанию на таком же высоком уровне, у него есть достаточно большие шансы стать незаменимым партнером Тимошенко. Который подсобит ей с президентством – и получит все возможности для эффективного продолжения политической карьеры.