March 9, 2011

Ищите женщину или Феномен Наталии Герман

Ирина СЕВЕРИН
 
Молдавское общество, независимо от взглядов и политических предпочтений, устало от безконечных выборов,  бестолковости политического класса, его эгоизма и неспособности избрать президента. В создавшейся ситуации очевидно, что президент, которого ждет общество, должен кардинально отличаться от действующих политиков. В похожей ситуации в 2007 году кишиневцы неожиданно для самих себя избрали в мэры молодого политика Дорина Киртоакэ. Сегодня в качестве протестного кандидата в президенты общество видит женщину, которая была бы в состоянии разбавить агрессию и состязательность, свойственную мужскому миру молдавской политики и добавила бы женского здравомыслия. Понятно, что речь идет не просто о женщине, а о независимом политике, способном объединить общество и политические силы вокруг высокой идеи, о лидере, который знает, что он делает и куда ведет страну, о дипломате, который может обеспечить высокий рейтинг страны за рубежом.

Европейская интеграция как национальная идея Молдовы

Наталия Герман – дипломат с 20-летним стажем. Будучи главным и успешным переговорщиком с ЕС по Соглашению об ассоциации, Герман воспринимается как проводник идеи европейской интеграции, идеи, которая объединяет молдавское общество и в сущности является национальной идеей Молдовы.
2005-ый год, когда Парламент единогласно проголосовал за приоритет европейской интеграции для Молдовы, показал, что именно эта идея способна объединить не только общество, но и ее политический класс.
Европейская интеграция воспринимается молдавским коллективным бессознательным как возвращение в лоно Европы, к которой Молдова принадлежит, но от которой была оторвана. Русскоговорящая часть общества видит в интеграции в Европу гарантию своих гражданских и социальных прав, модернизацию страны, чего постсоветское пространство предложить не может.

Нет пророка в своем отечествe

Возможно, Наталия Герман так и осталась бы для многих незамеченной труженицей МИДа, если бы в конце прошлого года она не была отмечена королевским орденом Швеции. Швеция – одна из наиболее благополучных стран ЕС, лидер в топе наименее коррумпированных стран мира. В Швеции женщины традиционно играют важную роль в политике. 45% депутатов парламента Швеции составляют женщины. Швеция, наряду с Польшей, является инициатором политики Восточного партнерства ЕС. Символично то, что с легкой руки короля Швеции Наталия Герман стала публичным политиком в Молдове. Как сказала при вручении королевского ордена посол Швеции в Кишиневе Ингрид Терсман, Наталия Герман отмечена за «исключительную преданность развитию отношений между Молдовой и Швецией», особо подчеркнув «профессионализм и неиссякаемую энергию в сочетании с изяществом, что сделало представление Молдовы в Швеции экстраординарным». Понятно, что это именно те качества, которые молдавское общество хотело бы видеть в своем президенте.

Слишком занята для президентства?
 
Однако сама Герман сторонится публичности, предпочитая кропотливую работу и конкретные результаты. Проблема в том, что должность главного переговорщика с ЕС является одной из наиболее стратегически важных в стране. Герман не только непосредственно ведет переговоры с ЕС по Соглашению об Ассоциации, но и координирует весь внутренний процесс реформ, необходимых для модернизации страны и сближения с Европейским союзом.
Неудивительно, что, поблагодарив за поддержку, Герман заявила, что не планирует выдвигать свою кандидатуру на должность президента. Вряд ли это кокетство, как это случается в политике. Учитывая опыт, знания и вовлеченность Герман в процесс евроинтеграции, ее будет сложно заменить на этом посту, так же как для самой Наталии Герман сложно оставить начатый ею процесс.
Вместе с тем, должность президента – это в значительной мере должность главного дипломата страны, и, возможно, в этом качестве Герман смогла бы продолжить свою деятельность уже на новом уровне, при этом добавив ей еще большего веса.
У женщины- президента больше шансов уладить приднестровскую проблему, которая была порождена страхами и неспособностью двух берегов Днестра услышать и понять друг друга. Все остальное – лишь последствия, которыми успешно воспользовались. Женщина по определению лучше способна прочувствовать и сгладить существующие противоречия и, не обостряя их, найти общий язык. В этом тоже есть какая-то предопределенность: приднестровская проблема появилась во время президентства ее отца – Мирчи Снегура, который с ней не справился. Кармическая задача Наталии Герман – ее успешно разрешить.

В поисках европейского консенсуса

Идея вполне реализуема на практике. Коммунисты после длительного бойкотирования работы парламента и сомнительного предвыборного “креатива”, заинтересованы продемонстрировать свою способность к конструктивным действиям.
Мариан Лупу, которому не откажешь в уме и галантности, не станет препятствовать президентству Наталии Герман как совместному решению коалиции. Дело не только в том, что его кандидатура непреемлема для коммунистов. Рейтинг Лупу сильно упал благодаря антирейтингу Плахотнюка и его бизнес-подходу к политике.  Лупу должно быть понимает, что политика – это не бизнес, где можно идти напролом; что в политике иногда лучше сделать шаг назад, чтобы снова двигаться вперед.
Михай Гимпу также наверное осознает, что он пришел в политику не для того, чтобы любой ценой сделать Лупу президентом, а разделение постов в коалиции – не самоцель и не вопрос личной преданности, а лишь средство для эффективного управления страной.
Проблемой может стать желание Влада Филата стать президентом и воспользоваться существующим кризисом для перехода к прямому избранию президента. Соблазн стать “отцом нации", к чему Филата активно призываютвелик.
Россия охотно окружает себя "отцами народа" постсоветского образаца - концентрируя власть в своих руках, они надежно изолируют свои страны от Запада, чтобы предатся личному обогащению на базе  особых отношений с Москвой. Вряд этот путь преемлем для Молдовы. 
Совет Европы настаивает на решении кризисной ситуации в существующем формате, не меняя Конституцию, что означает необходимость достижения консенсуса в парламенте. Консенсус между основными политическими силами – это европейский подход к решению проблемы на основе принципа «выигрываю-выигрываешь». Суть его в том, что ни одна из сторон не чувствует себя ущемленной, так как каждая пошла на определеные уступки. Кандидатура Наталии Герман дает основание для такого консенсуса. 

Безальтернативная альтернатива

Избрание женщины президентом станет шагом в сторону европеизации патриархального молдавского общества. 
Несмотря на поддержку общества, очевидно, что президентство не будет безоблачным и потребует от нее немалого мужества. Достаточно понаблюдать за теми нападками, которые уже предпринимаются в адрес Наталии Герман. Ей в вину ставятся мягкость и податливость на том лишь основании, что она женщина. Однако до недавних пор малоизвестная широкой публике, Герман значится в рейтингах как наиболее влиятельная женщина в стране. Секрет ее силы в настойчивости, с которой она продвигает национальные интересы Молдовы, и скромности, которую подчеркивает то, что Герман – дочь первого президента страны. Очевидно, что для нее почет и слава – изначально пройденная вершина. Герман хорошо известна обратная сторона президентства – колоссальная ответственность. Правда, это верно для тех, кто идет в политику, чтобы отдавать себя и свои силы, а не только брать. Наталия Герман, похоже, относится к этой редкой категории политиков.
Наталию Герман также упрекают в близости к ЛДПМ. Вместе с тем на протяжении своей карьеры Герман успешно работала со всеми министрами иностранных дел и премьерами и умение ладить с ними – это еще один плюс ей как дипломату и политику. Никто в Молдове не хочет перманентного перетягивания каната между президентом и правительством.
Избрание Наталии Герман было бы поддержано внешними партнерами и донорами; повысило бы рейтинг Молдовы в мире. В таком случае можно было бы говорить о реальном и быстром движении Молдовы в ЕС, а не о бессмысленных шараханиях из стороны в сторону. Будучи кадровым дипломатом Герман сумеет построить ровные и конструктивные отношения с Россией.
Однако насколько созрел для такого поворота молдавский политический класс, пока удерживающий женщин в специально отведенных «гетто» – изредка собираемых съездах женщин-членов партии, где им разрешено торжественно похвалить вождей своих партий? Приходится констатировать, что сегодня некоторые политформирования в Молдове больше похожи на средневековые рыцарские ордены, чем на европейские партии. Но это уже отдельная тема для исследования. 
Этот благоприятный для общества и страны сценарий возможен лишь в случае, если коммунисты, сделавшие предложение о независимом кандидате, окажутся в состоянии сдержать свое обещание, а Альянс сможет им поверить.  
В сущности, в Молдове нет конституционного кризиса. В Молдове есть кризис доверия.