// Глава МИД поделился внешнеполитическими приоритетами Кишинева
Министр иностранных дел и европейской интеграции Юрий Лянкэ заявил, что подаст в отставку с поста, если до конца 2012 года Молдова не получит безвизовый доступ в Европейский союз. В то же время он надеется оставаться в должности до момента, когда республика станет кандидатом в члены ЕС. Об этом господин Лянкэ рассказал на заседании пресс-клуба. В числе главных приоритетов внешней политики он назвал более «зрелые» отношения с Европейским союзом, тесное партнерство с НАТО и приднестровское урегулирование.
Эксперты, подчеркивая несовместимость двух последних задач, полагают, что молдавской дипломатии пока не удалось уместить противоречивые приоритеты в рамках единого внешнеполитического подхода.
Вечером в пятницу, 17 июня, состоялось заседание кишиневского пресс-клуба с участием вице-премьера, министра иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Юрия Лянкэ. На встрече министр обозначил приоритеты внешней политики Молдовы, а также «систему координат», в которой приходится работать возглавляемому им ведомству.

Задача номер один МИДЕИ – это сближение с ЕС и обретение Молдовой статуса кандидата на вступление в ЕС. Среди стратегических партнеров Кишинева в его евроинтеграционных устремлениях господин Лянкэ назвал Францию, Германию, страны Вышеградской четверки, Румынию и США. Среди приоритетов внешней политики значится повышение безопасности страны, включая ее военный, экономический и энергетический аспекты, а также урегулирование приднестровского конфликта. В этом контексте Юрий Лянкэ упомянул предстоящие переговоры 21 июня в Москве, где, как он надеется, «удастся достичь определенного прогресса».

Молдова готова к зрелым отношениям с ЕС

Господин Лянкэ разделяет подход главы миссии ЕС в Молдове Дирка Шубеля, заявившего, что «медовый месяц» в отношениях между ЕС и Молдовой закончился, пришло время приниматься за рутинную работу. По его мнению, республике удалось добиться значительного прогресса в отношениях с ЕС. «Нам удалось восстановить отношения в сентябре 2009 года, после того как они были прерваны»,– отметил министр. По его словам, на сегодня они уже достаточно близкие. «Только за 2010 год Молдову посетили 40 делегаций ЕС. Молдова работает над внедрением необходимых для страны реформ в очень тесном сотрудничестве с ЕС. Молдова стремится к зрелым отношениям с ЕС. Однако реально о зрелости отношений можно будет говорить только тогда, когда Молдова станет кандидатом в члены ЕС»,– полагает министр.

Юрий Лянкэ отметил, что взаимодействие с ЕС сегодня строится по принципу «большее за большее», что открывает дополнительные возможности для республики: «Сегодня нам необходимы политическая воля, способность абсорбировать помощь и институциональные возможности – и все это зависит от нас самих. И мы намерены это сделать, так как это наш осознанный выбор». На вопрос о том, не намерена ли Молдова интегрироваться в евразийский таможенный союз, Юрий Лянкэ ответил, что если будет создан альянс «За интеграцию в таможенный союз», то можно будет говорить об этом как об осознанном выборе.

Визовый режим как повод для отставки

Юрий Лянкэ отметил, что перспектива получить безвизовый доступ в ЕС для молдавских граждан вполне реальна: «Если реформы пойдут теми же темпами, что и сейчас, если мы будем соответствовать заявленным стандартам, то конец 2012 года – вполне реальный срок». Вместе с тем он отметил, что требования ЕС ужесточаются: «Требования ЕС намного строже, чем это было раньше. И это реальность. ЕС устроен таким образом, что любая страна, желающая сблизиться с ЕС, чувствует себя как ученик перед 26 учителями, каждого из которых необходимо убедить».

Юрий Лянкэ также заявил, что подаст в отставку с поста министра иностранных дел, если к концу 2012 года Молдова не получит безвизовый доступ в ЕС. Вместе с тем господин Лянкэ сообщил, что хотел бы оставаться в должности министра иностранных дел Молдовы до того момента, когда Молдова станет кандидатом в члены ЕС, чтобы «сделать процесс европейской интеграции необратимым».

Партнерство с НАТО без членства

Говоря о НАТО и потенциальном членстве в этой организации, Юрий Лянкэ заявил, что у НАТО есть «партнеры с амбициями и без амбиций в плане членства». «Почему мы не в НАТО? Нет национального консенсуса по этому вопросу. Швеция – не член НАТО, в то же время уровень ее сотрудничества с НАТО очень высок. Мы также можем иметь высокий уровень сотрудничества, не будучи членами НАТО»,– заявил министр. Он также отметил проблему стереотипного восприятия НАТО на постсоветском пространстве как «агрессивного блока, который собирается напасть на нас». Такой взгляд на международную политику, по мнению главы МИД, надо изживать.

Покаяние министра

В отношении разрешения приднестровской проблемы Юрий Лянкэ заявил, что не видит альтернативы существующему формату «5+2». Вместе с тем работа в этом формате, по его словам, должна сопровождаться «построением доверия между двумя берегами». Господин Лянкэ самокритично отметил отсутствие прогресса в приднестровском урегулировании в течение прошлого года: «До недавнего времени у нас был очень плохо структурированный подход, не было системности и последовательности. Причина в том, что мы сосредоточились на определенных элементах, без попыток достичь целостного подхода. И это начиная с общения с самими приднестровцами».

Юрий Лянкэ констатировал и отсутствие нормального информационного обмена между двумя берегами Днестра, отсутствие внимания к приднестровской проблеме в кишиневских СМИ и идеологизированный подход к теме урегулирования конфликта в Приднестровье: «О какой реинтеграции можно говорить, если идет процесс промывания мозгов и дезинформации, и степень отравления сознания очень высока?»

Формат «5+2» не означает равенства между Кишиневом и Тирасполем

Равенство сторон в приднестровском конфликте молдавская сторона готова признать лишь непосредственно в переговорном процессе. «Те, кто стоят за одним переговорным столом,– равные стороны, и это касается только непосредственно переговорного процесса»,– подчеркнул Юрий Лянкэ. При этом, по его словам, только одна сторона является признанным государством и субъектом международного права. «Приднестровье пользуется правами составной части Молдовы, хотя и не хочет признавать этого. А это означает, что должны быть и обязанности со стороны Приднестровья. Однако пока этого нет. Мы стремимся решать проблемы простых людей на обоих берегах Днестра и ожидаем нормального отношения со стороны приднестровцев. Однако в ответ мы слышим, что и социальные проекты несут угрозу безопасности». «У нас одна цель – объединить страну. И мы готовы вести переговоры на эту тему»,– заключил министр иностранных дел.

Отвечая на вопрос о том, с кем из иностранных коллег у него сложились теплые личные отношения, которые помогли бы в построении как успешной внешней политики, так и стратегии в отношении Приднестровья, он назвал министра иностранных дел Италии Франко Фраттини и министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова.

Противоречивые приоритеты

Эксперты оценивают задачи, которые поставил перед внешней политикой Молдовы глава МИД Юрий Лянкэ, как противоречивые. В беседе с «Ъ-MD» политолог Александр Ангели заявил, что продвижение в процессе приднестровского урегулирования невозможно без взаимных шагов навстречу, к которым, «как кажется в последнее время, не готовы ни в Кишиневе, ни в Тирасполе». «С другой стороны, сближение Молдовы с НАТО, пусть даже и пока без перспективы членства,– один из главных факторов тревоги для Приднестровья. Кишиневские политики, похоже, вообще плохо знают настроения, царящие на левом берегу Днестра. В Кишиневе судят по себе и рассчитывают привлечь приднестровцев европейской интеграцией. Но то, что работает на правом берегу Днестра, далеко не всегда срабатывает в Приднестровье. И проблема тут не только в «промывании мозгов», которого, к слову, хватает и в Кишиневе. Так что об упомянутом министром Лянкэ «целостном подходе» Кишинева к данному спектру проблем пока говорить рано. Пока что это набор противоречивых устремлений, из которых молдавские дипломаты так и не смогли сложить «пазл» новой внешней политики страны»,– подвел итог господин Ангели.
автор Ирина Северин, для Ъ-MD
соавтор Ирина Ивашкина