October 29, 2010

«Мягкая сила» против «грубой силы» или Охота пуще неволи - Moldova Azi

«Мягкая сила» против «грубой силы» или Охота пуще неволи - Moldova Azi
Ирина Северин, 22 октября 2010 
Попытки представить предвыборную кампанию в Молдове как «войну между востоком и западом», предпринимаемая последнее время c подачи частного американского глобального разведывательного агентства «Stratfor», неправильны, хотя бы по той простой причине, что воюет только одна сторона, имитируя при этом то, что принято называть «мягкой силой».
Чтобы разобраться с тем, что на самом деле происходит важно определиться с терминами. Что подразумевается под термином «мягкая сила» на западе, и что - на востоке.

Война в одни ворота
Термин «мягкая сила» был введен в употребление в 90-е годы и изначально определяется как «сила позитивного примера». Такой «мягкой силой» в отношении Молдовы обладает Европейский союз, который не то, что не принуждает Молдову к сотрудничеству или сближению, напротив - выставляет массу сложно выполнимых условий, ограничивающий возможность быстрого сближения. Политика ЕС проста - чем больше вы похожи на нас, тем быстрее произойдет сближение - не раньше и не позже. Не удивительно, что как только в Молдове пришли к власти силы, которые идентифицируют себя с европейским путем развития, Европа демонстрирует такую степень открытости в отношении Кишинева, о которой раньше и мечтать не приходилось.
Россия последнее время также пытается использовать принцип «мягкой силы», которую она понимает как копирование внешних проявлений западной «мягкой силы». Россия начала финансировать неправительственные организации и средства инфлормации, однако лишь те, что готовы проводить российские интересы, которые зачастую входят в противоречие с интересами населения этих стран. В частности, Россия продвигает идею восточного вектора в развитии Молдовы, в то время как подавляющее большинство населения страны поддерживает идею европейской интеграции. Проблема России в том, что она не может предложить универсальной идеи, которая была бы привлекательной для других стран. Такой «экспортой идеей» для России в 20-м веке была коммунистическая идеология, которая сегодня занимает исключительно маргинальные позиции в мире. Запад естественно привлекателен для Молдовы практическим воплощением идеи демократии, которая по сути - ничто иное как наиболее эффективная модель устройства общества. Воплощение ее выгодно в первую очередь тем странам, которые стремятся ее перенять - поэтому ее нет смысла навязывать.
Что ни собирай - автомат Калашникова получается
В России же склонны видеть в демократии исключительно враждебную идеологию, которая насаждается Западом для того, чтобы укрепит свое влияние в регионе. Особенности восприятия накладывают отпечаток на реальные действия. Исходя из своего специфического восприятия Россия действительно борется с Западом за влияние в регионе, в то время как Европейскому Союзу достаточно просто оставаться позитивным примером, привлекательным для Молдовы своей прагматичностью и самим фактом своего существования. России, к сожалению, в этом виртуальном поединке пока нечего противопоставить Западу (или предложить Молдове) - ни эффективной системой управления, ни высоким уровнем жизни, ни защищенностью прав своего населения Россия похвастаться не может. России в своей борьбе против демократии и политкорректности вынуждена поддерживать антидемократические режимы и стимулировать их создание, видя в них естесственных партнеров в войне против запада.
В итоге то, то что Россия пытается противопоставить естественной привлекательности Запада и демократии в Молдове и других странах как «мягкую силу», очень напоминает старый советский анекдот: «что не собирай - получается автомат Калашникова». В российском политологическом обиходе «мягкая сила» является синонимом «информационной войны». Концепция информационной войны проста - комплекс мер, благодаря которым население «страны назначения» начинает активно действовать против собственных интересов, при этом жертвеннно отстаивая российские интересы. Медийные или политические кампании, направленные против неугодных Москве политических лидеров, сил и идей стали нормой в Молдове. Однако они изначально обречены на провал потому, что воплощать их берутся только безнадежные политические силы и политики (или такими становятся по ходу участия в совместных проектах).
В результате, любые попытки России применить «мягкую силу», в коце концов неизбежно заканчиваются приминением «грубой силы», концепция которой, которая наряду с непосредственным силовоым воздействием предусматривает использование экономической мощи против других стран. В Молдавии никого не удивишь периодическим введением необъявленных торговых эмбарго. Если в отношении введения эмбарго ответственность элегантно перекладывается на главного санитарного врача РФ Онищенко, то в отношении политических и медийных кампаний Москва предпочитает действовать опосредовано, используя политических и геополитических игроков, которые пользуются доверием у аудитории, на которую направлен политический месседж. В частности, повлиять на прорумынскую аудиторию «Останкино» не может.
Операции под чужим флагом
В этом нет ничего нового - политтехнология называется «операции под фальшивым флагом». Ни для кого не новость, что в Румынии Россия со времен социалистического лагеря продолжает сохранять серьезное влияние. Его укреплению немало способствует и экономический кризис. Россия предпочитает не афишировать свое влияние, а эффективно использовать его носителей, направляя их действия в нужное ей русло.
В этом контексте к откровениям частного разведывательного агентсва Stratfor, которое на днях сообщило о том, что Румыния получила «наказ» Запада финансировать неправительственные и медийные организации в Молдове и создавать ивестиционные фонды в контескте войны между Россией и Западом, вряд ли стоит воспринимать всерьез. Реальная «мягкая сила» не прибегает к иррациональным или теневым действиям. Однако этот месседж интересен тем, как настойчиво он продвигается последнее время. Должно быть кто-то таким образом пытается то ли дистанцироваться от некоторых уже действующих проектов, то ли заранее отмежеваться от сценариев, о которых пока мы можем только догадываться. Позиционирование Молдовы российским политическим эстеблишментом как «второй Киргизии» не может не вызывать озабоченности, особенно в контексте опыта 7 апреля(в Молдове - в 2009 - ом году и в Киргизии - в 2010-ом) и не расследованнности этих событий.
Что касается агенства «Stratfor», то с полным доверием к сообщениям «Stratfor» относятся лишь в России - Агенство традиционно представляет толкование международных событий в выгодном для России свете, правда в адоптированной к восприятию Запада форме. Не удивительно, что «Stratfor» многими воспринимается скорее как лоббистская организация, призванная вбрасывать в информационные поле нужные идеи, причем, что особенно важно, с американских позиций.
Само же противостояние между востоком и западом в Молдове - это искусственно навязываемая извне диллема. В Молдове не существует ни одной серьезной политической силы, которая не заявляла бы своей целью интеграцию в ЕС, так как это беспроигрышная тема для предвыборной кампании.
Румыния как государство в этом контексте действует по-европейски открыто. Несмотря на тяжелый экономический кризис Бухарест оказывает существенную помощь Молдове. Румыния уже предоствила Молдове 7 млн долларов для помощи пострадавшим от наводнения из суммы в 100 млн евро, обещанных Молдове в начале этого года. В то время как обещание России предоставить Молдове 500 млн долларов, данное после событий 7 апреля 2009 года, так и повисло в воздухе.