Москва готовит почетную сдачу Приднестровья

Евросоюз обсуждает возможность принять в свои ряды объединенную Молдавию


россия, ес, приднестровье / В Кишиневе надеются, что в таком виде эта граница просуществует недолго. Фото Reuters
В Кишиневе надеются, что в таком виде эта граница просуществует недолго.
Фото Reuters
Евросоюз предложит России уступить ему Приднестровье, обещая открыть дорогу уже объединенной Молдавии в ЕС в ближайшее время. Об этом, по словам немецкого эксперта Александра Рара, пойдет речь на встрече Ангелы Меркель, Николя Саркози и Дмитрия Медведева, которая должна состояться 17–18 октября. Источник «НГ» в МИД Молдавии подтвердил, что переговоры по этому поводу ведутся как с Кишиневом, так и с Тирасполем. Приднестровью при этом обещают всевозможные экономические льготы. Чем соблазняют Москву, пока неизвестно.

На днях постоянный представитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей заявил на заседании Постоянного совета ОБСЕ о том, что России необходимо свернуть свою миротворческую операцию в Приднестровье. А в существующий переговорный формат по урегулированию приднестровского конфликта, именуемый «5+2», внести изменения: Евросоюзу и США, которые являются наблюдателями и проходят в переговорной формуле под цифрой 2, следует повысить статус – до посредников. С 1992 года посредниками называются Россия, Украина и ОБСЕ. Это зафиксировано в соответствующем соглашении, подписанном помимо сторон конфликта (Молдавия и Приднестровье) президентами России, Украины и главой ОБСЕ. На том, чтобы ЕС и США продлили этот список, настаивает молдавское руководство и не возражают Брюссель и Вашингтон. Более того, Евросоюз в последнее время заявляет о себе как активный игрок на поле примирения Кишинева с Тирасполем. Причем действует более наступательно, чем Россия.
Также в разделе:
"Газпром" все же доберется до "Нафтогаза"
Киев настаивает на привлечении к участию в СП также европейских структур
Лукашенко: куплю деньги за любые деньги
Белоруссия возьмет облигационный заем у российского бизнеса
У НАТО для Грузии пока лишь обещания
Шеварднадзе предупредил об опасностях членства в альянсе
«В Евросоюзе идет обсуждение того, как решать замороженные конфликты в Европе. Германия стала членом Совбеза ООН и будет и там заниматься решением территориальных конфликтов. В рамках этой инициативы и предложение Меркель, сделанное Медведеву, – совместными усилиями решать приднестровский вопрос», – пояснил «НГ» директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике Александр Рар. «Я говорил с депутатами Бундестага – они считают, что приднестровский конфликт решить легче, чем карабахский или конфликты в Грузии. Приднестровье ближе к Европе. И у Молдавии есть реальные шансы вступить в Евросоюз вместе с Приднестровьем, которому можно дать приемлемый статус самоуправляемой территории, автономии. В Германии считают, что если в ЕС будут приняты Сербия и Хорватия, то почему не принять Молдавию? И здесь уверены, что судьбу Молдавии с Приднестровьем должны обсуждать не Румыния с Россией, а ЕС с Россией. Тем более что это вопрос европейской безопасности. В случае его решения, а он предполагает вывод российских войск из Приднестровья, перед той же Румынией была бы поставлена задача – избавиться от части обычных вооружений, и с Россией тогда можно было бы вернуться к обсуждению этой же темы. Сегодня же Россия воспринимается как сторона, стоящая на стороне Приднестровья и тормозящая урегулирование. Об этом пойдет речь на встрече Меркель, Саркози и Медведева 17–18 октября», – сказал Рар. Он заметил, что если Приднестровью уже сегодня объясняют, что европейская перспектива обернется для региона экономической выгодой, то что получит при этом Россия – пока неизвестно. Ясно только, что инициативам Дмитрия Медведева по укреплению европейской безопасности будет дан зеленый свет. «Москве будет продемонстрировано, что к ней прислушиваются, с ней считаются», – отметил эксперт.
В Кишиневе именно в европейском ракурсе рассматривают недавние договоренности молдавского премьера Владимира Филата с лидером Приднестровья Игорем Смирновым. В частности, благодаря им 1 октября после семилетнего перерыва через приднестровский участок Молдавской железной дороги пошли поезда, до того они следовали в обход региона. Сняты препятствия для продвижения приднестровских товаров через молдавско-украинскую границу. К концу месяца молдавская сторона обещает восстановить телефонную связь с приднестровскими населенными пунктами. Но, как заметил «НГ» вице-спикер молдавского парламента Серафим Урекян, «это заслуга не только премьера, но посредников, в том числе европейских». Улучшение отношений с левым берегом Днестра, по его убеждению, – тенденция, которую следует поддерживать и развивать.
Также в разделе:
Единое гуманитарное пространство – наш общий интерес
Исполнительный директор МФГС Армен Смбатян главной задачей считает налаживание доверительных отношений между странами Содружества
Мы победили вместе!
В Москве прошла международная конференция "Победа над фашизмом в 1945 году: ее значение для народов СНГ и мира"
"День Победы" советской эстрады
Знаменитую песню Давида Тухманова спас Лев Лещенко
Того же мнения придерживается директор кишиневского Института Европы Виорел Чиботару. Однако он считает, что «ЕС и США могут получить статус посредников только с согласия России». Что касается миротворческой операции, то она не ликвидируется, а трансформируется из военной в гражданскую, говорит молдавский политолог: «Идея не нова, но решить ее без посредников сторонам все же не удастся».

Кальман Мижей предлагает России потесниться в Приднестровье.
Фото с сайта un.org.ua
«В Приднестровье могут ввести и силы быстрого реагирования Евросоюза. Речь идет о замене россиян на полицейскую миссию типа той, что находится в Боснии и должна была разместиться в Косово», – сказал «НГ» директор киевского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов. Он считает, что заявления Кальмана Мижея не случайны, «это линия Евросоюза». По мнению украинского эксперта, Украина будет реагировать на ситуацию максимально осторожно, учитывая ее отношения с Россией и нежелание поссориться с ЕС. «Киев поддержит вместе с Москвой подписание Кишиневом и Тирасполем соглашения о неприменении силы. И будет настаивать на этом, так как рассматривает данное соглашение как одну из гарантий для населения Приднестровья, где проживают наряду с русскими и украинцы», – сказал Толстов. «Без создания системы гарантий Украина не согласится обсуждать любые инициативы», – подчеркнул он.
Министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак заявил «НГ», что «существуют подписанные в 2009 году президентами России, Молдавии и Приднестровья документы, в которых говорится, что вывод российских войск из региона возможен только после окончательного решения приднестровского конфликта». Во всяком случае, отметил министр, речь может идти о трансформации миротворческой миссии, но не о ее упразднении. Кроме того, по его словам, «никаких конкретных предложений по этому поводу ни от ЕС, ни от США не поступало». Обещание же г-на Мижея решить этот вопрос в Астане на саммите ОБСЕ в начале декабря Ястребчак назвал невыполнимым, поскольку «такие решения принимаются при наличии консенсуса всех участников процесса – сторон и посредников, а делегация Приднестровья в Астане присутствовать не будет». Он также заявил, что не верит в то, что Россия может изменить свою позицию по отношению как к конфликту, так и к одной из его сторон – Приднестровью: «У нас нет для этого никаких оснований». Однако в Кишиневе по этому поводу «НГ» заметили: «А тенденция все же налицо».
Постоянный представитель РФ при ОБСЕ Анвар Азимов выразил недоумение по поводу адресованных России настойчивых предложений свернуть свое участие в миротворческой операции в Приднестровье. «Россия не держится за свое военное присутствие на левом берегу Днестра», – цитируют постпреда РФ молдавские СМИ. Однако, по его словам, слом одной из наиболее эффективных миротворческих операций выведет конфликтующие стороны на прямое противостояние. Анвар Азимов подчеркнул, что мандат российских миротворцев, находящихся на территории Приднестровья, четко увязывает продолжительность их пребывания с моментом выхода на политическую договоренность об урегулировании конфликта, которая пока не просматривается.