В последнее время российско-молдавские межгосударственные отношения периодически омрачались появлением различного рода мифов – «страшилок», попытками исказить факты нашей совместной истории и поставить под сомнение исторически дружественный характер этих отношений, прочность связей между русским и молдавским народами, которые в течение столетий строились на основе взаимных симпатий и взаимопомощи.
Это однако не является предметом сегодняшнего доклада, поскольку он будет в основном посвящен объективным, а не субъективным явлениям политики, экономики и гуманитарных связей.
1. Россия заинтересована в том, чтобы Республика Молдова была стабильным и предсказуемым соседним государством–партнером. О серьезности и честности данной позиции свидетельствует базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19 ноября 2001 г., десятую годовщину подписания которого мы отметим в будущем году. Данный документ подтверждает обязательства России по соблюдению в наших межгосударственных отношениях принципов современного международного права, включая документы ОБСЕ и Совета Европы. Наша страна исходит в своей политике по отношению к Молдавии из уважения к ее суверенитету, независимости и территориальной целостности, а также заявляет о готовности развивать равноправное взаимовыгодное сотрудничество с ней в различных областях.
К сожалению, не все положения данного Договора получили должное развитие и в полной мере реализуются. Так, скажем, приняв на себя обязательства «гарантировать и защищать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам», молдавская сторона отклонила наше предложение подписать соответствующее межправительственное соглашение по аналогии с документом, подписанным с Украиной в декабре 2009 г.
Не в полной мере задействован предусмотренный Базовым договором механизм политических консультаций между нашими странами, особенно по международной, а также общеевропейской проблематике безопасности, контролю над вооружениями и т.д. Свою позицию молдавская сторона нередко, обосновывает тем, что намерена безусловно ориентироваться на позицию Евросоюза, что выглядит несколько преждевременным с учетом отсутствия реальной перспективы принятия РМ в ЕС в обозримом будущем, хотя, разумеется является правом наших партнеров.
Тем не менее, наличие солидной договорно-правовой базы, в фундаменте которой краеугольным камнем является Базовый договор 2001 г., заметно отличает позицию России в отношении РМ по сравнению с позицией некоторых соседних стран, воздерживающихся от этой общепризнанной формулы признания независимости и государственного суверенитета страны-партнера.
2. Несомненным приоритетом в межгосударственных связях является торгово-экономическое сотрудничество, включая солидные российские инвестиции в молдавскую экономику, создание совместных предприятий. Эти отношения продолжают эффективно работать. Я бы сказал вопреки широко распространяемым в последний период мифам не только о некоем неравноправном, невыгодном для Молдовы их характере, но и назло ничуть не более обоснованным легендам о бурном развитии торгово-экономических связей РМ с Евросоюзом (ни одна «преференциальная квота», кроме винной, из числа предоставленных Брюсселем Кишиневу, пока не заполнена).
Российская Федерация де-факто играет ключевую роль в поддержании стабильности социально-экономической сферы Молдавии. Российский рынок открыт для молдавских товаров и рабочей силы, в том числе в рамках многосторонних договоренностей СНГ. На долгосрочной основе строится снабжение молдавских потребителей энергоресурсами (по газу почти 100%, по электроэнергии около 70%).
Функции координации двусторонних отношений в торгово-экономической сфере принадлежат Межправительственной комиссии (МПК), 11-е заседание которой состоялось в феврале текущего года, а формат встреч сопредседателей МПК действует фактически постоянно, несмотря на продолжающийся в Молдавии период политической нестабильности.
По состоянию на 1 октября этого года Россия сохраняет за собой место самого крупного внешнеторгового партнера – наша доля в молдавском экспорте - около 25%, в импорте – 14%. Молдавской плодовоовощной продукции экспортируется в Россию более 30%, а по вину – еще больше.
Особую, хотя и неуникальную для Молдавии сферу наших экономических связей представляет собой трудовая миграция молдавской рабочей силы на российский рынок. Нацбанк Молдовы и Центробанк России в текущем году фиксируют рост притока денежных средств от работающих в России молдавских граждан. По оценкам экспертов, доля таких поступлений из России во всем объеме переводов из-за рубежа составляет порядка 70% от общей суммы чуть менее 900 млн.долл.США за 8 месяцев 2010 г. По данным Росстата, за 1 полугодие поток въезжающих в Россию молдавских граждан увеличился на 350% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, несомненно, отражает общую тенденцию, в т.ч. к легализации пребывания молдавских трудящихся на российской территории.
Вместе с тем, следует констатировать, что очередной раунд переговоров по заключению нового соглашения по регулированию процесса трудовой миграции в минувшем октябре вновь не привел к подписанию этого важного документа. Более того, молдавская сторона вновь заблокировала российское предложение об открытии в Кишиневе официального представительства Федеральной миграционной службы РФ.
Серьезно тормозит развитие торгово-экономических связей тот факт, что молдавская сторона, как при прежнем, так и при нынешнем правительстве уклоняется от согласования вопроса об открытии генконсульства России в Тирасполе, которое, естественно, подчинялось бы нашему Посольству в Кишиневе. Это также заметно отличается от позиции, занятой правительством РМ в отношении учреждения консульских учреждений Румынии на своей территории в районах, представляющих наибольший интерес для партнера.
Только с начала года текущего года Россия напрямую предоставила гуманитарную помощь Молдавии на общую сумму св. 20 млн. долл. (и это не считая взносов в международные фонды и организации-доноры). Помощь была направлена на ликвидацию последствий наводнения на р. Прут, поддержку сельхозпроизводителей в Гагаузии, системы социального обеспечения и здравоохранения в Приднестровье, среднего и высшего образования на обоих берегах Днестра.
3. Заметный и пока неиспользуемый резерв для вывода на новый уровень российско-молдавских торгово-экономических отношений представляет потенциал многостороннего сотрудничества в различных форматах на постсоветском пространстве. Несмотря на раздающиеся в последнее время призывы от ряда молдавских политиков обратить более пристальное внимание на процессы в рамках СНГ, официальный Кишинев, в значительной мере однобоко развивая европейский внешнеполитический вектор, явно недооценивает реальные и потенциальные возможности, предоставляемые, к примеру, такой региональной организацией, как Евразийское экономическое сообщество. Наиболее же динамично, на самых высоких скоростях развивается Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Первые 100 дней его функционирования привели после снятия таможенного оформления товаров к росту торговли между тремя странами на 25-30%. Сегодня Таможенный союз сформирован на 90% и идет вперед «строго по плану». Следующий этап – формирование Единого экономического пространства, предполагающего создание общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех государств с огромной территорией и населением около 170 млн.чел.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, отнюдь не конкурируя с евроаналогами, открыт для присоединения других партнеров по СНГ по мере созревания их готовности к такой форме интеграции.
4. Важнейшей темой российско-молдавских отношений уже два десятилетия является политическое урегулирование приднестровского конфликта. Россия внесла эффективный вклад в купирование активной военной фазы этого конфликта, развернула и поддерживает свой воинский контингент в рамках совместных миротворческих сил, которые гарантировали прочный мир на Днестре и создали прецедент, пожалуй, самой успешной миротворческой операции в мировой практике последних десятилетий.
Взяв в свое время на себя т.н. стамбульские обязательства на саммите ОБСЕ 1999 г., Россия последовательно выполняла их как в военной (полный вывод вооружений, ограничиваемых ДОВСЕ, эвакуация боеприпасов), так и в политической сфере. К сожалению, в силу непоследовательной позиции РМ в конце 2003 г. было сорвано подписание согласованного сторонами конфликта плана политического урегулирования приднестровской проблемы, что привело впоследствии к глубокому кризису как переговорного процесса и российско-молдавских отношений в целом, так и к прекращению вывоза боеприпасов с Левобережья, против чего в новых условиях выступил Тирасполь.
Хотя Россия не несет никакой ответственности за это, она терпеливо и последовательно продолжила дипломатические усилия по возобновлению переговоров. В 2005 году российская сторона поддержала создание «консультативного переговорного формата» (постоянного совещания по политическим вопросам), который получил кодовое название «5+2», а впоследствии активно содействовала возобновлению прямых контактов сторон, включая встречи их руководителей.
Вместе с тем, восстановить переговорную динамику в полном объеме до сих пор не удалось. Как неоднократно подтверждала российская сторона в последние годы, в т.ч. в заявлении руководителей России, Молдовы и Приднестровья от 18 марта 2009 г., мы готовы рассматривать вопрос о трансформации миротворческой операции в гражданскую в контексте достижения политического урегулирования конфликта. При этом важно понимать, что никакое политическое урегулирование в современном, цивилизованном смысле этого термина невозможно без налаживания равноправного диалога сторон конфликта и достижения между ними компромиссов по основным статусным и другим аспектам урегулирования на базе как уважения территориальной целостности РМ, так и обеспечения гарантированного статуса приднестровского региона, прав проживающих там людей.
Представляются необоснованными попытки определенных политических сил в Республике Молдова в отрыве от существенно изменившихся с 1999 г. геополитических и геостратегических реалий на пространстве ОБСЕ представить весьма ограниченное и вынужденное российское военное присутствие на левобережье Днестра как некую оккупацию или средство давления на Кишинев. Подобная позиция является некорректной, поскольку не учитывает ни контекст приднестровского конфликта, ни расширение блока НАТО, создание иностранных военных баз в Румынии и Болгарии и, в конце концов, продолжающий свое действие российский мораторий на выполнение обязательств по адаптированному ДОВСЕ в связи с фактическим отказом всех государств НАТО (а также и РМ) ратифицировать этот документ, давно ратифицированный Российской Федерацией.
Представляются необоснованными попытки определенных политических сил в Республике Молдова в отрыве от существенно изменившихся с 1999 г. геополитических и геостратегических реалий на пространстве ОБСЕ представить весьма ограниченное и вынужденное российское военное присутствие на левобережье Днестра как некую оккупацию или средство давления на Кишинев. Подобная позиция является некорректной, поскольку не учитывает ни контекст приднестровского конфликта, ни расширение блока НАТО, создание иностранных военных баз в Румынии и Болгарии и, в конце концов, продолжающий свое действие российский мораторий на выполнение обязательств по адаптированному ДОВСЕ в связи с фактическим отказом всех государств НАТО (а также и РМ) ратифицировать этот документ, давно ратифицированный Российской Федерацией.
5. Одним из ключевых компонентов наших межгосударственных отношений являются культурно-гуманитарные связи, особенно в связи с такими реалиями как факт признания более, чем половиной населения Молдавии русского языка как родного или второго родного. В этой области можно констатировать наличие неплохой договорно-правовой базы, потенциал которой также как не во всем своем объеме реализуется. Тем не менее, опять же вопреки политической нестабильности в РМ, удается поддерживать довольно активные культурные обмены, в том числе на чисто коммерческой основе.
На будущий год запланировано проведение очередных Дней молдавской культуры в России. Благодаря усилиям Посольства и ряда грантодающих общественных структур России (Фонд «Русский мир», Фонд им. Ю.Долгорукого, фонд «Новые имена» и др.) в традицию постепенно входит проведение в Кишиневе таких культурных мероприятий как Международный фестиваль русских камерных театров и малых драматических форм, проведение мастер-классов для студентов и учащихся специальных средних учебных заведений, гасторолей театральных и художественных коллективов. Как представляется, более активный вклад в развитие наших отношений в данной сфере могло бы внести бизнес-сообщество, поддержав усилия правительств.
Нельзя не упомянуть и о большой и разноплановой поддержке, которую оказывает Россия Молдавии, нашим соотечественникам, проживающим на ее территории в области высшего и среднего образования (стипендии, стажировки преподавателей, олимпиады), изучения русского языка в школах и с русским и с молдавским языком обучения, библиотечного дела и т.д.
6. Нет смысла подробно останавливаться на некоторых событиях уходящего года, связанных с попытками бросить тень на многовековой дружественный характер отношений между русским и молдавским народами, а также между современными Россией и Молдавией. Особенно ярко это прослеживается в стремлении опорочить признанный мировым сообществом подвиг наших отцов и дедов, их решающий вклад в победу над фашизмом в смертельной схватке не на жизнь, а насмерть. Молдавский народ в своем подавляющей большинстве отмежевался от этой позиции.
На днях мне довелось участвовать в церемонии переименования одной из кишиневских улиц в честь покойного президента Польши Л.Качинского, который в контексте мероприятий, посвященный 70-летию начала Второй мировой войны сумел сделать мудрый и дальновидный шаг к переосмыслению некоторых событий национальной истории, к отказу от стереотипов внешнего и исторического врага, которые долгие годы отравляли польско-российские отношения.
В новейшей истории есть немало позитивных примеров того как можно и нужно преодолевать исторические фобии и предрассудки недоверия и вражды между народами (интегрированная история в ЕС, отношения Германии и Франции, России и Германии, России и Турции). Думаю, данная тема весьма актуальна и для молдавско-российских и российско-молдавских отношений, тем более, что в них значительно меньше противоречивых и трагических эпизодов, чем, скажем, в российско-польских…Для их изучения и выработки совместной объективной и неконфронтационной трактовки, составления новых школьных и вузовских учебников вполне своевременно было бы сформировать авторитетную российско-молдавскую комиссию ученых, прежде всего, историков и педагогов. Это императив времени, непреложное требование эпохи глобализации и утверждения в масштабах нашей планеты демократических основ общественного устройства, включая плюрализм и свободу мнений и совести, - без свойственного «тоталитарному» сознанию насильственного навязывания одной точки зрения или одной идеологии и при необходимом уважении к патриотическому долгу гражданина. А по поводу учебников есть и решение СНГ.
7. В заключение не могу не затронуть еще одну тему. Речь идет о сотрудничестве между архивами наших стран и издании сборников документов, касающихся двусторонних связей. На словах готовность к взаимодействию в этой сфере вроде бы есть, однако на практике дело движется мало. Ища сомнительных «сенсаций» в хранилищах собственных спецслужб, молдавская сторона проявляет поразительную робость в куда более простых вопросах, к примеру, опубликовании официальной переписки руководителей России и Молдовы в новейшее время.
Тезисы выступления Посла России в Молдавии В.И.Кузьмина на международном общественном форуме «Молдавская государственность и демократия после преодоления политического кризиса. Будущее российско-молдавских отношений в рамкахV заседания круглого стола «Россия-Молдавия: диалог во имя будущего»
(15 ноября 2010 года)
(15 ноября 2010 года)
Кузьмин Валерий Посол Российской Федерации в Республике Молдова |