March 19, 2012

Молдова в поиске легитимности

Молдова в поиске легитимности

На днях в эфире публичного телевидения и.о. президент Мариан Лупу сообщил, что Альянс за европейскую интеграцию заморозил вопрос об избрании президента на время избирательной кампании.
Ирина Северин, 22 апреля, 2011
"Предвыборная атмосфера напряженная. Мы договорились сосредоточиться на местных выборах, так как за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Нам кажется логичным вернуться к теме избрания президента после местных выборов", мотивировал решение правящей коалиции Мариан Лупу.
Что может означать это решение, в условиях, когда партии альянса, по словам самого Лупу вступили в «дикое состязание и готовы перейти к выпадам против личности»? По его мнению, выборы не завершатся и после 5 июня, так как во многих населенных пунктах придется проводить второй тур.

Как известно ранее партии альянса направили запрос в Конституционный суд для интерпретации положений Конституции об избрании президента, и, в частности, на предмет «обязанности парламента доработать неясности в Конституции путем введения нового органического закона» с целью избрания президента меньшим числом голосов парламентом нынешнего созыва.
Из этого исходят либералы и демократы, перспективы, прохождения которых в парламент в результате новых досрочных выборов проблематичны. Эксперты полагают, что Филат, напротив, видит решение в перспективе новых досрочных выборов, на которых он надеется получить наибольшее число голосов в парламенте, что даст возможность повторить опыт Воронина по единоличному управлению страной.
Этот сценарий представляется ЛДПМ как наиболее привлекательный с тех пор как стало ясно, что всенародное избрание президента невозможно. Вопрос лишь в том, кто воспользуется этими изменениями - ЛДПМ или коммунисты, что более вероятно, учитывая растущее разочарование в Филате и его партии, которое наблюдается последнее время.
Белоруссия как источник легитимности?
В среду стало известно, что Конституционный суд попросил помощи для ответа на запрос у Венецианской комиссии. Однако, зная наперед ответ Венецианской комиссии и других европейских институтов о необходимости соблюдения действующей Конституции и поиска консенсуса внутри парламента для выхода из кризиса, Конституционный суд решил обратиться за помощью к конституционным судам Румынии, Украины, России, Белоруссии и Азербайджана, то есть стран, в половине из которых действует авторитарный режим и где Конституционные суды по сути обслуживают режим личной власти.
Молдавский Конституционный суд также ранее замечен экспертами в решениях, принятых в угоду действующей власти. Достаточно вспомнить указ Гимпу о поминании жертв сталинских репрессий. Декрет был отменен Конституционным судом, так как не вписывался в интересы премьер-министра Филата и лидера демпартии Лупу, старавшихся угодить России, хотя сам запрос был сделан коммунистами. Эксперты, независимо от отношения к самому Декрету, единодушно признали решение Конституционного суда «необоснованным». Между тем конъюнктура изменилась - процесс десталинизации идет в самой России.
Наблюдатели полагают, что после заявления о «фюрере» Филат больше не делает ставку на «командировку» Тэнасе в Конституционный суд. Как объявил в четверг Лупу, очевидно, что «Конституционный суд не успеет получить все ответы на запросы до 5 июня и поэтому нам все равно придется ждать».
Общество хочет консенсуса
Вопрос и в том, зачем Молдова, декларируя желание интегрироваться в ЕС, ставит себя в прямую зависимость от Белоруссии, лидер которой является персоной нон грата в ЕС из-за грубого нарушения демократических норм и прав человека?
Заигрывания с Россией, как показывает практика, также чреваты неблагоприятными последствиями. В 2003 году Воронин уже просил Россию помочь в урегулировании приднестровской проблемы и все помнят, чем закончился его внезапный отказ от реализации появившегося в результате Меморандума Козака. Недавно Лупу повторил ошибку Воронина - навязав России свою дружбу и преданность, в последний момент отказался от взятых на себя обязательств по созданию коалиции с коммунистами.
Тоже самое произойдет и на этот раз. Россия как национальное государство, может помочь лишь исходя из своих национальных интересов, руководствуясь консервативными принципами «побеждает сильнейший» и «победитель получает все». В этом ее принципиальное отличие от Европейского союза, основанного на принципах солидарности и взаимозависимости. Молдавское общество ждет от молдавских политиков европейского подхода к решению проблемы, на основе взаимных уступок и консенсуса.
Кризис доверия
Как ни странно, позиция коммунистов в противостоянии выглядит более выигрышно. Отказ коммунистов голосовать за Мариана Лупу никого не удивляет, так как был предсказуем еще в декабре, когда демократы вели сепаратные переговоры на два фронта.
Идея коммунистов о политически неаффилированном кандидате нашла поддержку в обществе, в том числе потому, что в условиях подчинения лидеру в молдавских партиях только политически неангажированный лидер может объединить все политические силы на основе консенсуса. Прецедент консенсуса всех молдавских политических сил существует - в 2005 году он был, достигнут на основе идеи европейской интеграции.
Не нова и идея о независимом кандидате. Она также родилась в 2005 году, когда оппозиция отдала свои голоса за Воронина в обмен на его обещание выйти из компартии.
То, что Воронин не выполнил взятые на себя тогда обязательства, сегодня негативно сказывается на доверии к коммунистам, мешает поиску компромисса в парламенте и оправдывает односторонние решения альянса.
Однако, по мнению экспертов, поиск одностороннего решения контрпродуктивен, так как результатом может быть только разновидность авторитаризма - правого или левого, просвещенного или не очень, но одинаково игнорирующего значительную часть общества. Этот путь ставит под угрозу европейскую интеграцию и модернизацию Молдовы. К тому же именно те положения Конституции, которые сегодня Альянс намерен изменить, в 2009 году уберегли Молдову от продления еще на 4 года авторитарного коммунистического режима.
Альянс готовит себе те же грабли
В сущности, правящий Альянс уже в третий раз игнорирует конструктивные предложения коммунистов. Первый раз Альянс за европейскую интеграцию проигнорировал предложение ПКРМ в октябре 2009 года. Тогда коммунисты готовы были проголосовать за кандидата от Альянса Мариана Лупу в обмен на символические условия, которые позволили бы им сохранить лицо, но были проигнорированы. В итоге страна вернулась к состоянию еще большей конфронтации, которая продолжалась несколько месяцев.
В мае 2010 коммунисты предложили изменить 78-ю статью Конституции на основании консенсуса в парламенте, однако и это предложение было проигнорировано, по мнению экспертов, из-за амбиции Филата стать всенародно избранным президентом. Референдум по прямому избранию президента, который позже провалился, был поддержан другими лидерами альянса как возможный выход из кризиса.
Совсем недавно Михай Гимпу настойчиво вспоминал об этой инициативе как об оптимальном решении для выхода из кризиса, однако поезд ушел. Эксперты предвидят, что после местных выборов коммунисты снова не захотят обсуждать вопрос об избрании в парламенте независимого кандидата в президенты, о чем Альянсу опять останется только громко сожалеть.
«Козырь из рукава» Игоря Боцана
Как ни странно идеологом затягивания процесса избрания президента стал известный молдавский эксперт по выборным процедурам Игорь Боцан. Его аргументы строятся на том, что если приступать к выборам президента, не будучи уверенным в его избрании, то это прямой путь к досрочным выборам, а Европейскому союзу как главному донору и партнеру Молдовы по развитию это не понравится. Однако на самом деле все обстоит с точностью до наоборот.
Европейцы настаивают, что их беспокоит не перспектива новых досрочных выборов. К ним они относятся, как к естественному проявлению демократии в случае неспособности молдавских политиков найти консенсус в парламенте. Европейцев пугает произвольное толкование Конституции и попытки ее изменить не конституционным путем.
Мифы, тиражируемые «группой поддержки» премьера о том, что ЕС «безусловно, поддерживает Филата» - далеки от реальности. ЕС поддерживает Филата ровно настолько, насколько он способен выдерживать демократические процедуры и проводить реформы.
По мнению самих европейцев, Филат и правящая коалиция, затягивая выборы президента и пытаясь решить проблему в обход Конституции, серьезно рискуют потерять поддержку ЕС. Это приведет и к потере этими партиями проевропейского электората.
Если так и дальше пойдет, не исключено, что продолжать европейскую интеграцию придется партии коммунистов.  Однако это станет возможным лишь в случае ребрендинга компартии и ее отказа от коммунистической символики. В остальном партия Филата уже практически ничем, за исключением цвета и отсутствия харизматического лидера, не отличается от партии коммунистов, с которой сам премьер последнее время активно флиртует.