11.02.2010 15:49
Киев в эти дни не похож на себя. Зима, сугробы, хороший минус по Цельсию. И мрачноватые мужчины в синих дождевиках с надписью "Янукович - наш президент". Они везде. Они не размахивают флагами, не скандируют лозунги. Они молча покуривают, переминаются с ноги с на ногу, прячутся от ветра в синих кабинках, собранных в длинные ряды. И ждут.Смотреть видеорепортаж
Голый протест в Киеве. Скандальная акция феминисток на избирательном участке, где голосовал Виктор Янукович (видео)
Рядом с каждым таким городком из синих кабинок – армейская палатка, куда гонит тепло автономный генератор. Пускают туда только своих – погреться, перекусить, попить чаю. "Как насчет других средств для сугрева?" – спрашиваю группу товарищей. "Сухой закон", - мгновенно отвечают мне.
Поговорить с ними можно, только выключив камеру и солидарно затянувшись сигаретой. Камеру лучше действительно выключить: рослые парни в сторонке греются, размахивая руками как на разминке в борцовском зале.
На вопрос "вы откуда?" пикетчики отвечают не сразу, но в ходе разговора оттаивают: здесь, возле ЦИКа, только запорожские. Донецкие и днепропетровские на других ключевых объектах – у администрации президента, у Верховной рады, у Конституционного суда.
Распоряжения отдают мужики лет пятидесяти, похожие на инженеров оборонных заводов. Некоторые признаются, что в оранжевую революцию носили погоны. "Майдан мы тогда проспали, - говорит один "инженер". – Сейчас у нее этот номер не пройдет. Своим присутствием мы даем ей это понять".
Ей – это Юлии Тимошенко, от которой сторонники Януковича явно ждут подвоха. Похоже, они не до конца верят в свою победу. А сторонники Тимошенко – в свое поражение.
- Разрыв настолько незначительный в масштабах страны, а фальсификации настолько масштабны, что ясно: дарить победу Януковичу – совершать преступление против страны, - говорит депутат Верховной рады от Блока Юлии Тимошенко Олег Ляшко. - Поэтому мы будем оспаривать в судах результаты выборов и будем воевать за нашу победу.Цены в Киеве на жилье выросли уже на 20 процентов, потому что донецкие массово скупают квартиры и уже должности все расписали, как это было в 2004 году – куда ни плюнь, одни донецкие.
Сам Виктор Янукович в эти дни старался быть аккуратным. Никаких литературоведческих экскурсов, никакой игры слов. В день голосования на избирательном участке в элитном районе "Оболонь", где его ждала сотня репортеров, подъехавшие заранее секьюрити уговаривали операторов не толпиться у входа, а войти внутрь. "Нет-нет, мы деликатно", - успокаивал начальство по телефону один из охранников. Протокольную съемку не сорвали даже девицы из движения "Фемен", энергично прошествовавшие к урнам для голосования и устроившие там небольшое стрип-шоу.
Минут через пять девиц вынесли на крыльцо, дали им прокричать свое "Досить гвалтувати Краiну!" и опять же деликатно – по российским, конечно, меркам – отправили греться в милицейскую машину.
Янукович прибыл на участок минут сорок спустя: не издавая лишних звуков, попозировал камерам и отбыл в свой штаб в фешенебельном "Интерконтинентале".
Впрочем, один раз он, хоть и в легкую, но подставился. Кто-то из репортеров крикнул ему на улице: "Виктор Федорыч, как настроение? – Убедительное!" – ответил Янукович, видимо, думая о грядущей победе.
Избиратели, появившиеся на участке вслед за вельможным соседом по микрорайону, не скрывали чувств. "Против Януковича. Он трех слов связать не может". "За Тимошенко. Из двух зол она меньшее". "За Януковича. Ющенко и Тимошенко поставили страну на колени!". "Я как англичанин. Из двух зол не выбрал ни одного. Против всех!"
К вечеру стало ясно, что большинство избирателей выбрали каждый по малому злу. Страна снова раскололась надвое. Главная интрига заключалась в том, как поведет себя Тимошенко. Мрачноватые мужчины в синих дождевиках стали чаще звонить по мобильным телефонам. По Киеву пошли разговоры о том, что из Львова на помощь "Юле" двинулись автобусы. Слухи эти на следующий день отчасти подтвердил депутат Олег Ляшко:
- Тимошенко не надо собирать людей. Люди сами едут. Посмотрите на результаты голосования: в Ивано-Франковской области за Тимошенко 89 процентов, во Львовской области, колторую вы вспомнили – 86 процентов. Люди сами возмущены. Они понимают: когда банда Януковича дорвется до власти, плохо будет всем: и во Львове, и в Донецке. В Донецке и так плохо: 10 лет там Партия регионов при власти, и там наивысший в Украине уровень заболеваемости туберкулезом, наркоманией, СПИДом. Вот они хотят такое же сделать во всей стране. Я думаю, граждане по всей стране, которые голосовали за Тимошенко, то есть за европейское будущее страны, отлично понимают, чем грозит приход Януковича к власти. Посмотрите – по улицам Киева ходят молодые люди примечательной - бандитской, прямо скажем - наружности. Так это только начало. Это они еще в оппозиции. А когда они придут к власти? Цены в Киеве на жилье уже на 20 процентов выросли, потому что донецкие массово скупают квартиры и уже должности все расписали, как это было в 2004 году – куда ни плюнь, одни донецкие.Посмотрите – по улицам Киева ходят молодые люди примечательной - бандитской, прямо скажем - наружности. Так это только начало. Это они еще в оппозиции. А когда они придут к власти?
Наутро после выборов площадь Леси Украинки митинговала. Раскол стал еще более очевиден. Ораторы, поздравляя синюю от флагов толпу с победой, не скрывали презрения к проигравшей стороне. В какой-то момент с трибуны прозвучала характеристика "оранжевые уроды". В перерывах между пламенными речами активистов ПР мониторы показывали суровую хронику о преступлениях прежних украинских режимов.
- Ющенко с Юлией Владимировной еще в 2004 году раскололи Украину, - чеканит в мой микрофон одинокая мать Людмила. – И Киев расколот. Сколько семей распалось только потому, что кто-то был за Ющенко, кто-то за Януковича!
Время от времени к снимающим на площади журналистам подходили молодые люди, представлялись сотрудниками пресс-службы Партии регионов, скромно предлагали помощь и аккуратно записывали в блокнот название телекомпании. Испуганный юноша попытался запретить мне снимать лежащие на земле транспаранты с партийными лозунгами.
Брезентовая палатка с работающим генератором не давала забыть, что победа, которую здесь празднуют, одержана в нелегком бою. Некоторые победители, правда, имели вид весьма экзотический. Если не сказать запущенный.
Оказавшийся вдруг рядом со мной человек в партийном дождевике, с которым мы познакомились еще накануне, бросив взгляд на выключенную камеру, словно оправдываясь за недостаточно праздничную атмосферу на площади, стал говорить, что демократия – это миф, что если бы не 100 гривен на нос – многих участников митинга тут не было бы…
На вопрос, где можно поесть хороших вареников, он задумчиво махнул рукой куда-то в сторону.